47 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Озеро холмовское

КАТУНИНО:Холмовское озеро,Лахтинское

чой-то тема про Холмовское совсем умирает. Немножко взбодрю ее



















и храпел все так же, интересно?)

а чегой-то большинство рыбов- лошалые?

Последний раз редактировалось: Сергей Панкратьев (Пт 30 Сен 2016, 11:46), всего редактировалось 1 раз(а)

Походу рано я на Холмовском поставил крест

Володь, фотки классные! Спасибо!

Последний раз редактировалось: minaich (Вс 14 Янв 2018, 19:50), всего редактировалось 2 раз(а)

Вчера с Серегой СВ и с женами скатались в Катунино. Мелкий окунь как из пулемета, гринпис рулит. Взяли ершей на шпроты, пяток сорог кошке и с килограмм окуньков ближе к средне-мелкому размеру теще на уху. В конце дня попробовал махалкой на поперечную блесну, зацепил ерша, сорогу и окуня, причем не забагрил.

Архангельская свалка убьет питьевое озеро

Белый мох. Чистый сосновый молодой лес. Черника, грузди, маслята, моховики… Журчание воды в лесной речке. На этом месте правительство Архангельской области хочет разместить мусорный полигон площадью 130 га.

«Северные новости» о событиях вокруг планов Архангельского правительства и общественной комиссии по размещению полигона ТКО на 30-м километре трассы М-8 писали. И продолжаем следить за развитием событий.

Немного истории

Первоначальные планы власти устроить межмуниципальный полигон по сбору отходов из трёх городов и двух районов в Рикасихе натолкнулись на жёсткий протест населения. И рухнули. Но задача осталась.

Была создана общественная комиссия, на рассмотрение которой предложили шесть вариантов мест будущей гиперсвалки. Комиссия выбрала участок леса на 30 километре трассы М-8. Судя по всему, удобнее места для мусорного бизнеса не нашлось.

В начале апреля, накануне того дня, когда решение комиссии под председательством главы Приморского муниципального района Валентины Рудкиной было принято, в Катунино народ вышел на протест. Валентина Алексеевна на встречу с народом приехала. Два часа народного гнева выдержала. Подписаться против создания полигона близ посёлка поставить отказалась. А назавтра рекомендацию комиссии, выбрать 30 километр М-8 под полигон правительству озвучила.

И Катунино вышло на пикеты и митинги. Власть задвинула протест подальше с глаз. После «таёжного» митинга на бывшей вертолётной площадке 28 июля , собравшего в штормовую погоду более 200 человек, наступило затишье. Словно перед бурей…

Схемы нет, регоператор виноват

Проект территориальной схемы обращения с отходами в правительстве области принимают и никак не могут принять уже… давно. Наличие терсхемы — обязательное условие конкурса по определению регионального оператора. На конкурс её представили. Региональный оператор конкурс выиграл. Но к работе приступить не смог. Терсхема оказалась ничтожной. Не то что работать, расчёты по ней правильно сделать невозможно.

Решили схему доработать к декабрю 2018 года. И с 1 января… Не сложилось. Случился Шиес. Он привлёк внимание жителей области к мусорной теме. Народ стал вникать, куда это будут возить мусор, не к ним ли под нос. И выходить на протесты.

С регоператором ООО «Эко Центр» договорились, что те начнут с 1 июля. А пока доработают территориальную схему. Но доработать опять же не удалось. Процедуры поглощали время.

С 1 июля, вы знаете, региональный оператор в Архангельской области к работе не приступил. И, делая бизнес крайним и прикрывая собственную беспомощность, губернатор Игорь Орлов в невнятном выступлении по видеоканалу в соцсети сделал громкое заявление о расторжении взаимных обязательств с ООО «Эко Центр». Теперь ищет инвесторов .

Работа в полном… цейтноте

И вот 27 августа истекает второй этап сбора предложений и замечаний к очередному проекту территориальной схемы обращения с отходами. Каким будет решение, можно только гадать. Потому как любая аналитика бессильна перед «железной логикой» аргументов губернатора Игоря Орлова.

Но свалки и инсинераторы, то есть мусоросжигательные заводы, всё то, против чего выступают жители Архангельской области, в схеме по-прежнему не только присутствуют, но и в приоритете.

А первого сентября истекает срок учёта мнения жителей по проведению мусорной реформы поставленный президентом Орлову и Собянину . Так что… у них полный цейтнот. Они торопятся. Из собственных источников «Северным новостям» стало известно, что работы в Катунино должны начаться до конца августа. Осталась неделя.

Активистом сделало правительство

— Хочу поехать на место предполагаемого полигона в Катунино. Посмотреть своими глазами, чтобы знать, как голосовать. Компанию составите?

Звонок областного депутата по Онежскому и Приморскому районам Эдуарда Володенкова врасплох не застал. Что-то подобное ожидали, после его комментария по поводу «таёжного» митинга 28 июля. Долго не складывалось. Во вторник, 20 августа поехали. Никакой свиты.

Проводником нашим вызвался быть Алексей Бондарец, председатель СОТ «Холм». Лицо самое что ни на есть заинтересованное.

— Я жил себе, не тужил. Никогда ни в какое протесты не лез. Дача, лес, природа, что ещё нужно? А тут как представил, что нам хотят устроить, сразу активистом заделался, — делится он своим путём в протестное движение.

Депутата Володенкова Алексей встретил настороженно. К его желанию убедиться в непригодности участка под полигон и словам, что тот будет отстаивать свою позицию на любом уровне, — отнёсся скептически. Но не отказал.

От техники осталась уродливая колея

— Вот, смотрите, — показывает он нам навигатор, — тут у меня все любимые места отмечены, где черника, где грибы, где на пикник можно сходить… и вот этот белый участок — территория, где хотят полигон устроить. Как раз между всеми этими точками. Да ещё и между двух озёр. Холмовское — питьевое, а Лахтинское — сюда пол-Архангельска загорать и купаться летом приезжает.

Участок под полигон для будущего инвестора выбран лакомый, с учётом прекрасной транспортной доступности, небольшого плеча и минимальных вложений в обустройство подъездных путей.

Для местных жителей — это место отдыха, грибные и ягодные угодья. Даже в будни, при не самой лучшей погоде, мы увидели несколько палаточных стоянок. Оборудованы места для пикников, с навесами, лавочками, столиками. Несколько костровых площадок. Какой-то мужчина в камуфляже мастерил качели-тарзанку. По пути встретили несколько машин с грибниками. Заехав в самое сердце потенциальной свалки, остановились и вышли из авто.

Читать еще:  Рыбалка в комсомольске на днепре

От техники, проходившей здесь на пробы грунта, осталась уродливая колея. Вообще, грунты, как и перепады высот тут разные. Как можно принимать решение просто по кернам из трёх точек? Профессионализмом тут явно не пахнет. Мы стояли на песке, чуть в стороне — болотина. Тут — сухо, там — журчит извилистая речка. Справа — холмы, слева — низина.

Путь свой, но гадить необязательно

Изгадить можно любую территорию. Но, люди, мы прожили целых 20 лет в XXI веке. Человечество уже нашло безопасные способы утилизации отходов. Наши заграничные соседи из переработки мусора создали экологический бизнес, вполне себе доходный. Их мусороперерабатывающие заводы спокойно работают в черте городов, становясь порой даже арт-объектами.

Чем мы хуже, скажите? Когда Трамп заявляет, что США готовят какое-то там оружие, мы тут же реагируем и объявляем симметричный ответ. Почему в остальном мы не хотим отвечать адекватно?

Хорошо, раз уж у нас свой, особый путь, и нам никак не обойтись без свалки, то загрязнять окружающую среду надо хотя бы там, где вред этот будет минимален. Чтобы будущие поколения могли исправить наши огрехи, идущие от жажды наживы и безмозглости.

Господин Правительство, ради чего?

Так вот, выбранное общественной комиссией место никак для полигона не подходит как раз с позиции минимального ущерба. Наличие болотистых участков говорит о водоносности слоёв. Петляющая по участку и рядом с ним речка впадает в систему озёр. На Холмовском, питьевом, установлены три водозабора, питающие посёлок Катунино, деревни и садово-огороднические товарищества.

Озеро Холмовское — питьевое

Гадость с межмуниципальной свалки, устроенной вблизи речки и на болотцах, так или иначе будет попадать в катунинские озёра. И просто убьёт питьевое озеро. Вы готовы поставить под угрозу здоровье, а то и жизнь нескольких тысяч человек, господин Правительство? Ради чего?

Не хотим мы тут никакой помойки

Мы проехали по лесным дорогам, которые пересекают участок в разных направлениях. Въезжали со стороны М-8, переезжали по плитам речушку. Выезжали в сторону Катунино, опять переезд через речку. Дорога привела к новому мосту. Недели три назад его открывала глава района Валентина Рудкина. Кстати, очень удобно по нему технику к потенциальному полигону перегнать.

Мост был перекрыт. Мужики приваривали к нему перила.

После недолгих переговоров, узнав, что мы приехали разобраться, что же тут хотят устроить, нас пропустили.

— Не хотим мы тут никакой помойки, — сказали, — вы так и напишите.

Жмём руки и проезжаем.

Мы побеседовали и с местными жителями. Все сходятся в одном — полигон вблизи посёлка и озёр строить нельзя.

— Я обязательно буду теперь на этот участок заезжать, следить, чтобы технику не пригнали лес валить. И своим друзьям скажу. Главное, не допустить начала работ, чтобы как на Шиесе не получилось, — говорит Алексей Бондарец.

Проездив и проговорив с нами почти три часа, Алексей расставался почти по-дружески. Настороженности поубавилось.

Место пока чистое

Дома вокруг посёлка Катунино встречаются очень даже солидные. Видно, что построили их небедные люди. Нам называют довольно-таки известные имена депутатов, руководителей предприятий, чиновников… И недоумеваешь…не понимают разве, что устройство полигона поблизости не только экологию будет портить, но и приведёт к падению стоимости недвижимости? Иначе, как объяснить молчание? Или думают, что катунинцы всё равно свою землю отстоят, а им не придется с областным руководством отношения портить?

За те сорок минут, за которые мы исходили участок в разных направлениях, собрали Алексею пол-мешка грибов. Крепенькие, чистые грузди, маслята, моховики… Он ещё какие-то нашёл, гороховики, говорит. Первый раз слышу, но раз местный житель так считает…

Уровень бета-излучения на грузде

Периодически к грибам прикладывали дозиметр. Алексей, как бывший строитель атомных подводных лодок, с ним не расстаётся. Говорит, что радиации в грибах тут нет. И по гамма и по бета излучению норма. Место чистое. Видно облако из Нёноксы стороной прошло.

Уровень гамма-излучения

Мнение

Отношение к проведению «мусорной» реформы нужно менять

Эдуард Володенков, депутат Архангельского областного Собрания депутатов, член общественной комиссии для выбора места размещения межмуниципального объекта обращения с твердыми коммунальными отходами:

— Моё мнение однозначное: я категорически против размещения полигона на этом участке. И так сомневался, а когда всё своими глазами увидел, утвердился окончательно. Место замечательное, я даже не знал, что тут, недалеко от города, такое есть. И кругом ручьи, болота, реки, озёра… Мы что, хотим экологическую катастрофу тут устроить?

В который раз убеждаюсь в непрофессиональном подходе министерства природных ресурсов и ЛПК, отвечающего за экологию, к своим обязанностям. Складывается ощущение, что они не для людей, природы и экологии работают, а чью-то волю исполняют, подгоняя под неё свои обоснования.

Обязательно буду обращаться во все надзорные и исполнительные органы, разговаривать со своими коллегами. Нам нужно менять отношение к проведению «мусорной» реформы в Архангельской области. Полигон в Катунино — частный случай, хотя и весьма показательный. Такие «Катунино» мы можем получить в каждом районе.

А правительству надо поступиться сиюминутными выгодами и работать на перспективу. А она за мусороперерабатывающими комплексами, глубокой переработкой и раздельным сбором отходов. Необходимо смотреть в будущее, а не цепляться за прошлое.

История легендарного экипажа не закончилась на озере под Архангельском

В 2008 году на центральной площади поселка Катунино была установлена стела, посвященная знаменитому перелету трех женщин: Полины Осипенко, Веры Ломако и Марины Расковой. Перелет 1937 года на гидросамолете МП-1 по маршруту Севастополь–Архангельск завершился на озере Холмовском близ поселка.

В начале ХХ века авиация только вставала на крыло. В 20–30-х годах советские пилоты на отечественных воздушных судах выполняли исключительные по дальности и сложности полеты. Главная цель была – доказать состоятельность советской авиации и авиапрома.

Читать еще:  Погода верхний токмак

Перелет же Севастополь–Архангельск можно считать тренировочным перед главным перелетом – на Дальний Восток.

Перелет Севастополь-Архангельск

Полина Осипенко писала: «Мысль о полете из Севастополя в Архангельск зародилась у меня в 1937 году, после того, как мне удалось установить три международных высотных рекорда». Подготовка к перелету Севастополь–Архангельск (озеро Холмовское) была запланирована на весну 1938 года. Экипаж состоял из первого пилота Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой. Подготовка заняла достаточно много времени, необходимо было приготовить гидросамолет МП-1 к перелету. Подготовкой самолета занялась Полина Осипенко. Она отправилась в Севастополь. Вера Ломако поехала в Архангельск, необходимо было осмотреть озеро Холмовское, на которое будет садиться гидросамолет. Раскова осталась в Москве, где срочно стала овладевать искусством радиста. После изучения маршрута все собрались в Севастополе, но и здесь пришлось проводить тренировочные полеты на расход горючего. Три месяца потребовалось на подготовку перелета с Черного моря на Белое. И только 2 июля в 4 часа 36 минут экипаж стартовал из Севастополя. За ходом событий следила вся страна. Курс Севастополь–Киев–Новгород–Архангельск. В сложных метеоусловиях: на протяжении двух тысяч километров экипаж не видел земли и вел самолет вслепую. Однако штурман Раскова провела машину точно по намеченному маршруту. Мотор, аэронавигационные приборы и бортовая техника работали безупречно.

«Незаметно пробегают последние минуты. Высовываюсь из кабины и вижу: Полина уже заходит на посадку. Под нами озеро. Желанное Холмовское озеро! Теперь нас уже сопровождают два гидросамолета. Как приятно, что ребята вылетели нас встречать», написала в своем дневнике Марина Раскова. Сделав круг над озерами – Лахтинским и Холмовским – пошли на посадку. В 15 часов 9 минут приводнились в середине Холмовского озера. К самолету подошла небольшая моторная лодка и потянула самолет к берегу. Для крепления самолета на берегу приготовили специальную крестовину. Девушек поздравили и вручили букеты северных цветов. Два спортивных комиссара осмотрели авиационные приборы и зафиксировали рекорд. А потом все на той же лодке девушек доставили в Дом отдыха.

Мы нашли свидетельницу тех событий – Куряткову Зинаиду Антоновну из деревни Холм. В то время ей было 14 лет, и она прекрасно помнит 2 июля 1938 года. Дом Курятковых находится на небольшом острове между Холмовским и Лахтинским. Зинаида Антоновна вспомнила, что незадолго до перелета на озеро приезжала военная комиссия, в которой были и женщины. Военные измеряли уровень воды, проверяли берега, расставляли сигнальные огни. А в день памятного перелета девочка как раз вышла на берег озера за водой и увидела летящий гидросамолет. Школьница наблюдала и посадку, и то, как к самолету подплыли на лодках военные, посадили экипаж в один из катеров и мимо деревенского дома Курятковых прошли через протоку к пристани. На деревенской пристани в день прилета собралось очень много народа с цветами. Играл оркестр, поперек лестницы, которая вела к Лахтинскому дому отдыха, висели красные полотнища с лозунгами, морские флаги. Было сильное оживление, с нетерпением все ждали, когда лодка с летчицами подплывет к берегу. И вот наступил этот момент: летчицы медленно поднялись по лестнице. Им вслед летели слова благодарности за мужество и отвагу при выполнении задания Родины.

После встречи экипаж отправился в Лахтинский дом отдыха (здание сгорело в 1999 году), где командир Полина Осипенко доложила в Москву об окончании перелета, послали телеграмму на имя Сталина: «Москва. Кремль. Иосифу Виссарионовичу Сталину. Беспосадочный перелет Севастополь–Архангельск выполнен. Готовы выполнить любое Ваше задание. Осипенко, Ломако, Раскова». Все члены экипажа были награждены орденами Ленина.

Это был новый международный рекорд дальности полета по прямой и по ломанной на гидросамолете. Весь путь в 2416 километров был пройден за 10 часов 33 минуты. На следующий день экипаж отправился в Архангельск, где участвовал в митингах и встречах с молодежью, а 5 июля летчицы прибыли в Москву.

А дальше был знаменитый перелет из Москвы на Дальний Восток. 24–25 сентября 1938 года Марина Раскова и Полина Осипенко вместе с Валентиной Гризодубовой совершили рекордный беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва – Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре). Самолет оставил под крылом более 6400 километров, упал в лесные болота под Хабаровском, причем Расковой пришлось прыгать в осеннюю тайгу с парашютом. Оставшись с малым запасом продуктов, ножом и револьвером, 26-летняя девушка десять дней добиралась до своих напарниц, отпугивая рысей и медведей, ночуя на траве и питаясь ягодами.

В ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.

Судьбы Осипенко и Расковой сложились трагически. Майор Полина Осипенко погибла, выполняя тренировочный полет 11 мая 1939 года. А под руководством Расковой были созданы 586-й истребительный полк, 587-й бомбардировочный и легендарный 588-й ночной бомбардировочный полк – тот самый, представительниц которого немцы прозвали ночными ведьмами. А вот Вера Ломако вместе с Мариной Расковой участвовала в формировании женского авиационного полка легких ночных бомбардировщиков во время обороны Москвы. Затем была командиром эскадрильи в 34-м истребительном полку, прикрывала с воздуха наши наземные части, вылетала на штурмовку немецких войск. В одном из воздушных боев Вера была ранена. После была командиром отдельной эскадрильи, заместитель командира авиаполка, штурман истребительной авиадивизии.

Кстати, сохранилось несколько архивных фотографий, которые запечатлели прибытие легендарного экипажа в Лахту и Архангельск.

Последний причал летающей лодки

Осипенко, Ломако и Раскова вернулись в Москву поездом. А вот что стало с самолетом? Остался ли он в Архангельске или был отправлен обратно другим экипажем?

Есть версия, что самолет остался в авиации Северного флота, это подтверждают воспоминания Сергея Емельянова, который работал инженером на Таганрогском авиационном заводе имени Г.Димитрова, а потом стал инициатором и создателем музея истории этого старейшего авиазавода страны. В своем очерке «Последний причал летающей лодки» историк рассказал об одной поисковой экспедиции. Летом 1989 года от Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева в Заполярье на Кольский полуостров направились энтузиасты, решившие найти остатки летающей лодки МБР-2.

Читать еще:  Пильдеж гора

Емельянов пишет: «Идея восстановить по чертежам и старым фотографиям МБР-2, созданный в Таганроге в далекие 30-е годы, зрела на предприятии давно. Таких летающих лодок до войны на заводе было построено более тысячи четырехсот». Подходящий МБР-2 нашли лишь к вечеру четвертого дня напряженного поиска. Это произошло в районе озера Олеж-Явр. Поисковики связались с военными. Помощь оказали летчики Северного флота: группу доставили в ближайший к месту находки гарнизон и выделили специальный гусеничный вездеход для вывоза обломков.

Наиболее трудоемким был процесс снятия мотора и установки его на верхней площадке вездехода, туда же погрузили мотораму, тяжелый маслорадиатор, винты, крыло, кусок киля. Вырезали вручную фрагменты силовых балок, выпилили кусок лонжерона и часть редана вместе с обшивкой. А еще сняли приборную доску, педали управления, фонарь летчика, закрылок.

С удивлением обнаружили прекрасно сохранившиеся бирки с надписью: «Машина типа КЛ зав. им.Димитрова». Удивительно, но сохранились летные очки, одна крага пилота. Нашли даже газету, на которой можно было отчетливо разобрать: лето 1941 года.

Вызвало удивление, что вместо кабины стрелка-радиста сзади какое-то странно переделанное устройство. Судя по всему, некоторые приборы были сняты еще на заводе во время сборки машины и закрыты аккуратными заглушками, зато был установлен новый прибор прямо в центре приборной доски.

Члены экспедиции предположили, что этот самолет не МБР-2, а пассажирский самолет МП-1, на котором был поставлен женский авиационный рекорд 1938 года. По остаткам обшивки можно было также различить не камуфляжный зеленый цвет, а бело-голубой. Именно таким цветом в 30-е покрывали машины МП-1 для гражданской авиации. А в «Правде Севера» от 4 июля 1938 года в материале специального корреспондента указано: «На борту самолета четкие буквы на синем фоне: “Да здравствует великий Сталин – творец Конституции победившего социализма и подлинного демократима!”. И текст 141-й статьи Конституции СССР – “Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами”».

Уже потом, вернувшись в Таганрог и показав свои находки ветеранам, поисковики получили новые подтверждения своим догадкам. Один из старых кадровых рабочих завода Григорий Попов, рассматривая кусок самолета, уверенно сказал: «Моя клепка! Эту машину я клепал в 1937 году». Обратились к тем, кто готовил когда-то к полетам самолет МП-1 и выяснили, что к рекордным полетам на заводе переоборудовали серийную машину МБР-2 – сняли часть приборов, поставили дополнительный навигационный прибор, переоборудовали кабину стрелка. А. Кочетков, бывший много лет в ОКБ во главе винтомоторной группы, заметил, что если на машине есть дополнительный топливный бак, то это точно рекордистка.

На Севере же поисковики услышали от военных версию, что на этом самолете в начале войны для разведки или диверсионной работы на аэродром Луастари, на котором базировались основные силы немецкой авиации в районе Мурманска, была переброшена небольшая группа разведчиков-моряков. И, судя по всему, это задание было выполнено. А вот при возвращении на базу самолет либо потерпел аварию, либо был сбит мессером.

Заголовок в газете: Небо, самолет, девушки…

Холмовское (озеро, Приморский район)

Wikipedia open wikipedia design.

Холмовское — пресноводное озеро на юге Приморского района Архангельской области. Озеро находится в Катунинском сельском поселении, к югу от Архангельска и в 8 км к юго-западу от Новодвинска.

Содержание

Описание [ править | править код ]

Площадь озера — 5 км², площадь водосбора — 26 км² [3] . На западе соединяется с озером Лахта, из которого вытекает река Лесная (приток Ширши). Оба озера в совокупности представляют собой единый водоём, разделённый на две части полуостровом. Уровень воды в озёрах регулируется плотиной в истоке реки Лесной в посёлке Катунино [4] .

На разделяющем озёра полуострове расположена деревня Холм. К северу от озера находится сухопутный аэродром Лахта. По юго-западному берегу озера проходит граница Беломорского заказника [5] .

Гидроаэродром [ править | править код ]

В 1938 году на озере приводнился самолёт МП-1 (МБР-2) с женским экипажем (Полина Осипенко, Вера Ломако и Марина Раскова), выполнивший беспосадочный перелёт по маршруту: Севастополь — Архангельск [6] . После этого озеро стало периодически использоваться в качестве оперативного гидроаэродрома, в том числе во время Великой Отечественной войны — для перегона в СССР гидросамолётов по ленд-лизу [4] .

Примечания [ править | править код ]

  1. 12 Лист карты Q-37-130-C-c,d — ФГУП «ГОСГИСЦЕНТР»
  2. ↑ Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 3. Северный край / под ред. Н. М. Жила. — Л. : Гидрометеоиздат, 1965. — 612 с.
  3. Государственный водный реестр.Холмовское (рус.) . textual.ru. Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018.Архивировано 29 марта 2009 года.
  4. 12Англичане в Лахте (с.91)(неопр.) . Известия Русского Севера.
  5. ↑ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации Архангельской обл. от 02.03.1998 N 60 (ред. от 18.04.2003) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ БЕЛОМОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗНИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ»(неопр.) (недоступная ссылка) . arkhangelsk.news-city.info. Дата обращения 18 января 2019.Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. ↑Легендарный перелёт (с.96)(неопр.) . Известия Русского Севера.

Карты [ править | править код ]

  • Холмовское на карте Wikimapia(неопр.) . old.wikimapia.org. Дата обращения 18 января 2019.

This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Источники:

http://nnwfishing.forum2x2.ru/t428-topic
http://newsnord.ru/arhangelskaya-svalka-ubet-pitevoe-ozero/
http://arh.mk.ru/article/2014/02/12/983392-istoriya-legendarnogo-ekipazha-ne-zakonchilas-na-ozere-pod-arhangelskom.html
http://www.wikizero.com/ru/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_(%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять