В городке пруд старом
Виноградова Евленья. http www. stihi. ru 2013 03 0
. должна же у человека какая-то страсть быть. Без страсти жить скучно.
Родилась я в маленьком городке, росла на деревенской окраине возле старого пруда. Над его узкой протокой, поперёк улицы, нависал полукруглый почти мультяшный бревенчатый мостик, по которому легко мог и гусеничный трактор переползти, и ребятня до поздних родительских окриков играть “в четыре столбика”. Вместо тротуара с одной стороны от мостика над водой были переброшены три досочки на маленьких деревянных сваях-ножках.
Уйду я, бывало, туда на весь день, разлягусь на прогретые солнцем деревяшки и наблюдаю за всевозможной болотной живностью: за пиявками там всякими, жуками-плавунцами, водомерками, и на стрекозок глазею. а вокруг цветочки болотные розовые да белые, – причудливые такие. Тишина вокруг немыслимая. спохвачусь, а уже ночь почти.
Домой приду, и там меня мама давай шнуром от кипятильника хвостать! – где была?
С утра же опять туда, где время незаметным делалось. Ведь у меня еще плавучий плотик был в густом ивняке запрятан. Помню, жил возле это пруда забавный такой старичок с козой, а у козы в жёлтых глазах чёрные палочки торчком. Ходил вкруг воды старичок этот и прутья в сырую смачную болотную землю втыкал. Смеялись мы над его причудой, а по весне из каждой такой вицы маленькая новая ива вырастала.
Вот, значит, разыщу я там свой плотик и давай грести доской. Уплывала так в дальний-предальний дикий закуток. Глубокие места попадались, – доска до дна не доставала.
А зимой пруд промёрзнет весь насквозь и опять интересно. Улягусь на лёд и ладошками его утюжу, пока изображение как на телеэкране не будет – травка там болотная, пузырьки, лягухи, – всё до дна насквозь видишь. Сказка.
Давно этот пруд засыпан и дома многоэтажки понастроены, кругом мусор, – банки из-под пива, бутылки, окурки, хлам, рвань всякая. Люди смурные ходят. На детей кричат покрикивают, а они матом огрызаются да в носу ковыряют.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.03.2013. Роман Геннадьевич Кручинин
- 18.03.2013. Виноградова Евленья. http www. stihi. ru 2013 03 1
- 01.03.2013. Виноградова Евленья. http www. stihi. ru 2013 03 0
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
В пруду Старого городка утонули двое
«На Старом городке (поселок в 2 км к северу от города Кубинка) в местном пруду уже утонули два человека. Одного из них искали два дня водолозы. Но он на следующий день сам всплыл, — рассказывает народный корреспондент Виктор. — Это погодные условия и наши русские мужики с водкой… Доказательства есть в Кубинской милиции».
Каждый год в водоемах России находят свою смерть от 10 до 15 тысяч человек. Причем по не зависящим от них причинам тонут, может быть, сотни. Одной из самых частых причин происшествий на воде остается купание в нетрезвом виде. Поэтому в сообщении народного корреспондента нет ничего удивительного, и доказательств «невероятного» от Кубинской милиции тут не требуется.
Несмотря на то, что купальный сезон подходит к концу, рекомендуем всем освежить в памяти «Уроки выживания», где рассказывается о правилах поведения на воде и как, в случае чего, помочь утопающему .
Вы стали очевидцем или участником какого-то события, о котором хотели бы нам рассказать? Главное, у Вас собственный взгляд на случившееся! Присылайте ваши новости на наш портал! Поделитесь тем, что вас волнует, с другими жителями города и Одинцовского района!
Форма для отправки новости здесь . Также звоните или присылайте sms на мобильный портал приема новостей «Одинцово-ИНФО» — 8-985-154-71-34. При желании, вы можете оставаться анонимными.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА
Марк Твен
… Я было опять задремал, как вдруг мне послышалось, что где-то выше по реке раскатилось глухое «бум! «. Я проснулся, приподнялся на локте и прислушался; через некоторое время слышу опять то же самое. Я вскочил, побежал на берег и посмотрел сквозь листву; гляжу, по воде расплывается клуб дыма, довольно далеко от меня, почти наравне с пристанью. А вниз по реке идет пароходик, битком набитый народом. Теперь-то я понял, в чем дело! Бум! Смотрю, белый клуб дыма оторвался от парохода. Это они, понимаете ли, стреляли из пушки над водой, чтоб мой труп всплыл наверх.
Я здорово проголодался, только разводить костер мне было никак нельзя, потому что они могли увидеть дым. Я сидел, глядя на пороховой дым, и прислушивался к выстрелам. Река в этом месте доходит до мили в ширину, а в летнее утро смотреть на нее всегда приятно, так что я проводил бы время очень недурно, глядя, как ловят мой труп, если бы только было чего поесть. И тут я вдруг вспомнил, что при этом всегда наливают ртуть в ковриги хлеба и пускают по воде, потому что хлеб всегда плывет прямехонько туда, где лежит утопленник, и останавливается над ним. Ну, думаю, надо смотреть в оба: как бы не прозевать, если какая-нибудь коврига подплывет ко мне поближе. Я перебрался на иллинойский край острова; думаю — может, мне и повезет. И не ошибся: гляжу, плывет большая коврига, и я уже было подцепил ее длинной палкой, да поскользнулся, и она проплыла мимо. Конечно, я стал там, где течение ближе всего подходит к берегу, — настолько-то я смыслил. Через некоторое время подплывает другая коврига, и на этот раз я ее не упустил. Я вытащил затычку, вытряхнул небольшой шарик ртути, запустил в ковригу зубы. Хлеб был белый, какой только господа едят, не то что простецкая кукурузная лепешка.
Я выбрал хорошенькое местечко, где листва была погуще, и уселся на бревно, очень довольный, жуя хлеб и поглядывая на пароходик. И вдруг меня осенило. Говорю себе: уж, наверно, вдова, или пастор, или еще кто-нибудь молился, чтобы этот хлеб меня отыскал. И что же, так оно и вышло. Значит, правильно: молитва доходит, — то есть в том случае, когда молятся такие люди, как вдова или пастор; а моя молитва не подействует. И, по-моему, она только у праведников и действует.
В городке пруд старом
Старый Городок
Информация
Другое
Действия
7 137 записей
РАСПИСАНИЕ СЕАНСОВ КИНОТЕАТРА «ВОСЬМЁРОЧКА»
Всю подробную информацию о бронировании билетов можно узнать по номеру 8-498-695-88-14 или в кассе кинотеатра.
Наш сайт kinokubinka.ru
Группа vk.com/kinovosmerochka
Как к бабе Яге приходили налоговики.
Немедленно откройте! — раздалось за дверью. — Мы знаем, что вы там!
— Там, — подтвердила Яга, неохотно открывая дверь. — Чего надоть? Кто такие? Показать полностью…
— Недельщик я, — толстый краснощёкий человек оттолкнул Бабу-Ягу и прошёл в избу. За ним семенил маленький лысый человечек в очках и с кипой бумаг.
Недельщик осмотрел избу и повернулся к Яге.
— Почто налоги не платишь, старая?
— А за что мне их платить? — удивилась она.
— Закон такой, — ответил Недельщик, прохаживаясь. — Грибы и ягоды в лесу собираешь?
— Собираю, — кивнула Яга.
— А лес чей? Государственный. Сбором грибов ты наносишь лесу невосполнимый урон, который…
— Как это невосполнимый? — перебила Яга. — Грибы-то обратно вырастут.
Недельщик хмуро посмотрел на лысого человечка, и тот протянул ему бумагу.
— Действительно, — протянул он, пробежав взглядом по листу. — А это вот что у тебя? Печка? Дровами топишь, верно?
— Нет, — ответила Яга. — Волшебная она. Сама по себе горит.
— Ну вот! — радостно воскликнул Недельщик. — Дым наносит урон окружающей среде. На решение этой проблемы нужно золото. Плати налог за использование спецустройства без Государственного разрешения.
— Не буду, — фыркнула Яга. — Поколдую и не будет дыма. За что платить?
Недельщик повернулся к лысому, тот пожал плечами.
— Ладно, старая. А вот изба твоя. Налог за неё платишь?
— За что? — изумилась Яга. — Я ж её сама наколдовала!
— За обслуживание, конечно, — снисходительно улыбнулся Недельщик. — Крыша не течёт? Не течёт. Грызуны есть? Нет. А чья это заслуга? Государственная. Ибо Государство о тебе заботится и не забывает. А ты налоги не платишь! Стыдно!
— Насмешили, — проговорила она, вытирая слезу. — Крыша не течёт, потому что мне её Леший каждый год перестилает. А грызунов Кот истребляет.
Недельщик снова повернулся к лысому, и тот с улыбкой выдал несколько бумаг.
— Значит, говоришь, Леший незаконной трудовой деятельностью занимается? А налоги не платит. Разберёмся.
Яга выругалась.
— А что же насчёт коммунальных платежей, старая? — продолжил Недельщик. — Ни разу не оплачивала ни за свет, ни за воду.
— Вода в ручье течёт, — возмутилась Яга. — А ручей тут без Государственного участия образовался!
— Мы это проверим.
— Да и свет, знаешь ли, тоже не Государственная заслуга! Солнце задолго до вас всех светить начало!
— Глупости какие, — засмеялся Недельщик. — Раз не хочешь платить, ограничим доступ. Не будет тебе Солнце светить больше.
Он просмотрел бумаги и протянул одну из них Яге.
— Это за всё остальное. Плати, или мы имущество опишем в счёт Государства.
Недельщик подошёл к Коту, спящему в кресле, и поднял его за шкирку.
— Вот это что? Кот? Вот его и опишем. Тем более, что у него нет разрешения на истребление грызунов.
— Сволота! — закричал Баюн. — Пусти!
— И нужно выяснить, — продолжал Недельщик, — куда он шкурки девает? Почему не сдаёт Государству?
Только он договорил, как превратился в мышь, а лысый человечек в крысу.
— Надоел, — Яга отряхнула ладони. — Баюн. Баюн! Как поймаешь, целиком не жри. Шкурки оставь. Я их Государству сдам.
Чистые пруды на поганом месте
Тайна названия самых знаменитых московских прудов
Если открыть практически любой путеводитель по Москве или заглянуть в учебник по истории города, то несложно найти сведения о том, что Чистые пруды ранее именовались Погаными, а новое название получили после того, как были вычищены по приказу сподвижника Петра Первого «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова, отстроившего свое имение неподалеку от них. Однако, несмотря на устоявшуюся традицию, утверждение сие весьма спорное. Как часто бывает, лежавшие в его основе реальные факты за долгие годы обросли большим количеством мифических напластований и превратились в городскую легенду. МОСЛЕНТА выяснила подлинную историю Чистых прудов.
Много вопросов
У внимательного любителя московской старины сразу возникает ряд вопросов. Во-первых, современные Чистые пруды (хотя это один пруд!) довольно далеко от места расположения усадьбы всесильного царского друга, которая стояла на Мясницкой улице, примерно на месте Почтамта. Во-вторых, версия о том, что пруды были загрязнены отходами от мясных лавок, которые традиционно располагались на одноименной улице, не выдерживает критики — за чистотой в первопрестольной следили и в пруд со стоячей водой никто отходы сваливать не позволил бы.
Граф Александр Данилович Меншиков.
И самое главное: на месте Бульварного кольца в петровское время шла крепостная стена Белого города, которая окончательно снесена будет… почти через столетие. И, естественно, пруд на этом месте ранее появиться просто не мог! Между тем точное указание на то, что по приказу Меншикова были очищены некие Поганые пруды, в документах имеется. Так о каких же прудах идет речь? Что за водоемы чистили рабочие по приказу Александра Даниловича? Попробуем разобраться, для чего придется совершить небольшое путешествие в прошлое.
Слобода гастарбайтеров
Местность между Китай-городом и Бульварным кольцом исторически называется Белым городом. Название появилось в конце XVI века после строительства новой линии оборонительных укреплений, состоявших из десятиметровой стены с 27 крепостными башнями, из которых десять имели ворота. Это грандиозное десятикилометровое сооружение было построено в 1585-1593 годах, возведением руководил «государев мастер Приказа каменных дел» Федор Савельевич Конь.
Укрепления начинались у Водовзводной башни Кремля, шли вдоль Москвы-реки, а потом (за нынешним храмом Христа Спасителя) поворачивали по линии современных бульваров. Сложена стена была из белого подмосковного известняка и кирпича, а сверху побелена. Собственно, за цвет сооружение и получило название Белый город. Просуществовала стена до времен Екатерины II. К этому времени она уже утратила свое фортификационное значение, да и обветшала изрядно. В итоге ее надземную часть постепенно разобрали на другие постройки, а по линии разбили бульвары. Фундамент же стены кое-где сохранился, а недавно открытый фрагмент в районе Хохловской площади даже собираются музеефицировать.
Белый город в конце XVIII века.
Белый город изначально нельзя было назвать престижным районом, но на протяжении XVII века он таковым постепенно становился. Москва росла, прежде всего, как административный центр, и быстро увеличивающемуся служилому люду нужно было все больше места. Соответственно, ремесленные слободы отодвигались все дальше от центра, а на их месте появлялись боярские и дворянские домовладения.
Но среди придворных были не только коренные россияне. Хорошо известно, что уже первые Романовы стали активно привлекать на службу иностранцев. Естественно, им нужно было место для житья, а селиться они предпочитали компактно, дабы иметь свой круг общения. Так вот, судя по всему, первая такая замкнутая «слобода гастарбайтеров» появилась именно между Покровкой (позже Маросейкой) и Фроловской (позже Мясницкой).
В XVII веке здесь появился целый район, населенный иностранцами, и, что интересно, именно в отношении него во многих официальных и полуофициальных документах употребляется эпитет «поганый». Но не в принятом сейчас значении «плохой», «зловонный», а в старом понятии иноверец, от латинского paganus – язычник. Христиане Римской империи этим словом называли тех, кто оставался верен старым богам, а в средневековой Руси так именовали всех иноверцев: и армян, и евреев, и католиков с протестантами.
Первым на это обратил внимание весьма уважаемый москвовед Сергей Романюк, он же занялся сбором информации о «поганом урочище». Впервые оно встречается на известном «Сизигмундовом плане», который датируется примерно 1610 годом. Составлен он был Иоганном Готфридом Абелином и аугсбургским гравером Лукой Килианом для польского и шведского короля Сигизмунда III. Так вот в легенде при перечислении конкретных объектов Москвы однозначно указан «Поганый пруд», и располагается он внутри Белого города, между Покровскими и Фроловскими (на пересечении с Мясницкой) воротами.
Сигизмундов план Москвы 1610 года.
А вот свидетельство чеха Иржи Давида, автора записок «Современное состояние Великой России, или Московии», написанных ближе к концу того же XVII столетия: «В первое время по прибытии они (иноземцы) жили в пределах города, где и теперь есть улица, на которой обитают старожилы. Их считали язычниками, отсюда москвитяне и сегодня называют их улицу «Поганый пруд», или улицей язычников. Там у них был и собор». В другом, более раннем описании уточняется, что «к этой общине принадлежало очень много Англичан, Шотландцев и Ирландцев — почти больше, чем Немцев, и большинство из них были военные».
А вот данные переписи 1620 года, где в принятой тогда «русифицированной» манере описаны домовладения этого района: дом «немчина Елисея Возбринкова», «вдовы немки Олены», «торгового немчина Андрея Дюкаря», «торгового немчина Ивана Ульянова», «немчина Кашпира Иванова», «неметцкого попа Юрья Томосова», «немецкаго дьячка Якова Юстрова», «немчина Христофора серебреного мастера», «немчина переводчика Юрья». Известно, что здесь же стоял дом одного из самых заметных членов иноземной колонии — Петра Марселиса, богатого заводчика, владельца первых в России металлургических заводов, а заодно представителя датского короля в Москве. В церемониале его встречи 26 декабря 1643 года боярам предписывалось сопровождать Марселиса «на Поганый пруд, на его Петров двор».
Невыгоняемые
Теперь о локализации пруда. В уже упомянутой «Переписи московских дворов» 1620 года упомянута «церковь храм деревянной Гаврила великого, что на Поганом пруде» и «патриаршая слободка, что на Поганом пруде», для которой упомянутая церковь была приходской. Исходя из более поздних документов, ясно, что это та самая церковь, на месте которой впоследствии Александр Данилович построит новую церковь святого Гавриила, которую мы знаем как Меншикову башню. Значит, пруд был совсем рядом с имением и тогда логика в его очистке новым хозяином становится понятной.
Церковь Архангела Гавриила, Меншикова башня.
Но куда же пропала иноземная слобода на Поганом пруде, почему так мало свидетельств о ней осталось в московской топонимике? Ответ кроется в одном любопытном документе, по форме больше напоминающем донос. В 1643 году священники церквей Никольской в Столпах и Космодамиановской на Покровке, а также еще девять настоятелей местных православных храмов подали царю челобитную следующего содержания (орфография сохранена):
«Немцы на своих дворех близко церквей поставили ропаты (так именовали все не православные храмы), и Руских людей Немцы у себя во дворех держат и всякое осквернение Руским людем от тех Немец бывает, и те Немцы, не дождався Государева указу, покупают дворы в их приходех вновь, и вдовые Немки, и держат у себя в домех всякие корчмы; и многие де прихожане, которые у них в приходех живут, хотят свои дворы продавать Немцом, потому что те Немцы покупают дворы и дворовые места дорогою ценою, перед Рускими людми вдвое и болши, и от тех де Немец приходы их пустеют».
Далее следовала нижайшая просьба:
«Государь бы( . ) велел с тех дворов Немец сослать, потому что они те дворы купили без Государева указу, а впредь в их приходех Немцам дворов и дворовых мест покупати б не велеть, чтоб их приходы от Немец не запустели».
Царь Михаил Федорович подумал-подумал и решил: «дворов и дворовых мест Немцам и Немкам вдовам у Руских людей не покупать, (. ) а ропаты, которые на Немецких дворех близко Руских церквей, велети сломать».
Картина С. Иванова «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».
В 1652 году по указу уже следующего государя Алексея Михайловича не принявшие православие иностранцы должны были покинуть пределы столицы и переехать в пригород, где на берегу Яузы возникла новая «немецкая» слобода, известная нам как Кукуй. Тот самый, где так полюбил бывать Петр — внук царя Михаила Федоровича и сын Алексея Михайловича…
Великий реформатор
Став правителем страны, Петр не изменял своим привычкам. А дорога к Кукую (район нынешнего Лефортово) от центра Москвы шла по Мясницкой улице. Так что выбор Меншиковым места для строительства своего двора был вовсе не случайным. Хитер был Александр Данилович, знал, как заманить дорогого гостя. И колокольню поставил в европейском стиле, столь любимом Петром. Впрочем, это уже другая история.
Итак, Меншиков, видимо, действительно очистил Поганые пруды, но это совсем не те пруды, которые сейчас именуются Чистыми. Он (или они) находились не на бульваре (т.е. за стеной), а ближе к центру, в глубине квартала. Известные же нам Чистые пруды появились существенно позже. Впервые они упоминаются на перспективном плане екатерининской эпохи, как раз связанном с разрушением белогородской стены и устройством бульваров. Там прудов отмечено три, на месте остатков крепостного рва. Когда этот план был реализован, точно не известно, видимо, уже после Отечественной войны 1812 года. Пруд был устроен один, но в памяти народной так и осталось множественное число. После пожара началась и застройка территории вокруг бульвара. Внутренняя сторона считалась более престижной, там располагались в основном дома знати. К сожалению, от них мало что осталось, да и то в основном в переделанном виде. Но традиция гуляний по бульвару и катания на коньках осталась со времен Александра Сергеевича Грибоедова и его тезки Пушкина, бывавшего здесь в усадьбе Пашковых.
Со второй половины XIX века бульвар активно застраивался доходными домами, некоторые из которых сохранились по сей день. А незадолго до Первой мировой войны здесь появилось, наверное, самое популярное здание — бывший кинотеатр «Колизей», унаследованный театром «Современник». Пожалуй, на сегодня это новая идеологическая доминанта бульвара, который из места тихого отдыха и неспешных прогулок все больше превращается в один из культурных центров столицы. Не теряя, впрочем, присущего ему своеобразия.
Источники:
http://www.stihi.ru/diary/alrychkova/2013-03-01
http://odintsovo.info/news/?id=29393
http://vk.com/staryigorodok
http://moslenta.ru/istoriya/chistyeprudy.htm