133 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Канава нушполка что это

Канава нушполка что это

Нушполы — деревня в Талдомском районе Московской области Российской Федерации, в составе сельского поселения Гуслевское. Наряду с деревней Вотря является старейшим известным поселением Талдомского района. «Село Нушпола находится в Александровском уезде, в четвертом благочинническом округе; отстоит от губернского города в 200 верст. и от уездного в 80 верст». [2]
Название деревни имеет мерянские корни («нуша» — «крапивная» или «нужбол» — «щука»).

Впервые Нушполы упоминаются в грамоте 1504 года как «деревня Нушполь, на берегу реки Дубны, принадлежащая Кашинскому уезду с рекой Нушполькой» (в настоящее время русло реки находится в километре от центра деревни). По другим музейным источникам, основание поселения связывается с освоением пограничной полосы после присоединения Тверского княжества к Московскому княжеству в 1485 году. По преданию, местных жителей исстари характеризовали вялость и неторопливость, речь их отличалась тягучестью и напевностью. Языковой особенностью жителей волости было и то, что они картофель называли «яблоками», а картофельное пюре — «яблочником».
В 1775 году Екатерина II произвела новое деление Российской империи. В те годы Нушполы перешли из состава Тверской губернии во Владимирскую.
До упразднения монастырских вотчин это село принадлежало Московскому Спасо-Андрониеву монастырю.
В 1862 году отмечается как казённое село на речке Нушполке. 734 жителя, 95 дворов, церковь.
В XIX – нач. ХХ вв. — административный центр Нушпольской волости Александровского уезда Владимирской губернии.
До 1881 года на территории нынешнего Талдомского района были две волости Владимирской губернии — Павловическая и Куниловская, а потом они были объединены в одну — с центром в Нушполах.
«Нушпольское Волостное Правление (почт. адр. с. Константиновское). Волостной старшина – Иван Семенович Королев. Писарь – Степан Семенович Королев.
Волостной Суд. Председатель – кр. Павел Алексеевич Серов. Судьи: кр. Василий Илларионов; Петр Алексеевич Смородин; Федор Петров» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
Волость была весьма небогатой и малонаселённой. Солидную территорию волости занимало обширное болото, именуемое местными жителями «Поймо». Оно начиналось между деревнями Петрино, Шатилово и Солонишники и тянулось почти до Переславля-Залесского. В повести Михаила Пришвина «Журавлиная родина» болото описывается подробно. Вся волость страдала от ужасного состояния дорог. Единственным путём, связывающим Нушполы с цивилизованным миром, была дорога на деревню Припущаево, проложенная поперек болота, в самой его трясине. В наиболее топком месте был устроен мост, длиною в полторы версты. Но для жителей шестнадцати деревень волости это был единственный путь в Нушполы.
Население волости исстари занималось кустарными промыслами. Сапожное ремесло было развито очень слабо, а главным было ремесло башмачное. Кустарей-башмачников в волости до 90 %. Крестьяне занимались валянием валенок. Валяльным промыслом было занято до 30 % жителей.
Благодаря близости бывшей фабрики Кузнецова жители то работали на фабрике, то шили башмаки. Отмечалось, что типы местных жителей больше похожи на фабричных рабочих, нежели на кустарей или крестьян. Ленинские (Талдомские) кооперативные организации не могли в этом районе развить свою деятельность, благодаря ужасному состоянию путей сообщения, а соседний Дмитровский уезд объединял главным образом потребительскую кооперацию (Дмитровский союз кооперативов). Население считало кустарничество второстепенным, а главный заработок давали фабрики.
В 1895 году — 804 жителя, фельдшерский пункт.
В 1922 году открылась начальная школа. Первым её учителем был известный в районе педагог Дмитрий Прокофьевич Антонов, который с семьей и жил в здании школы.
1 октября 1924 года, после укрупнения волостей, Нушпольская волость прекратила своё существование. Южная её часть вошла в Гарскую волость, северная — в Ленинскую. С тех пор Нушполы стали «заштатным» селом, постепенно уступив лидирующее положение в крае Павловичам.
В 1929 году создан колхоз «Красные всходы». Председателем колхоза выбрали Василия Бутатова.
В 1950-х годах, уже после реорганизации МТС, нушпольский колхоз вошел в состав совхоза «Комсомольский» как отделение.
3 марта 1969 года колхоз «Дубна» был преобразован в совхоз «Красные всходы». В его состав вошло бывшее Нушпольское отделение совхоза «Комсомольский». Новое хозяйство тогда имело 5735 гектаров земельных угодий, в том числе 2124 гектара пашни, 1025 гектаров сенокосов, 1234 гектара пастбищ. В совхозе было 1300 голов крупного рогатого скота, в том числе 612 коров. Машинный парк насчитывал 30 тракторов, 17 автомашин, другую технику.

Численность населения: в 1859 г. – 734 чел.; в 1905 г. – 1055 чел. (141 двор.); в 1926 г. – 818 чел.; в 2002 г. -153 чел.; в 2006 г. 151 чел.; в 2010 г. — 152 чел.

Церковь Воскресения Словущего

До упразднения монастырских вотчин это село принадлежало Московскому Спасо-Андрониеву монастырю.
Исторические сведения о церкви в селе Нушполе восходят к половине XVII века; в Переславских писцовых книгах Семена Хлопова в Нушполе значится церковь Воскресения Христова, при ней двор попов, в приходе 12 дворов, пашни церковные 12 чети в поле, сена 15 копен. Дани в патриарших окладных книгах написано — 17 алтын с деньгою, десятильничьих гривна.
По переписным книгам 1703 года у той же церкви написано: «поп Михайло Харитонов, дьячёк Андрей, в приходе 33 двора».
В 1705 году церковь была перестроена и освящена в то же наименование.
В 1727 году Нушпольская церковь за дальним расстоянием от Переславля переписана в административном отношении в Троицкую десятину патриаршей области.
В 1784 году церковь была вновь перестроена и освящена в честь обновления храма Воскресения Христова (Церковь Воскресения Словущего).
В 1806 году, в селе Нушполе, Александровского уезда, открыто было существование скопческой ереси; за участие в этой ереси привлечен был к суду дьячок онаго села Иван Степанов, что он якобы имеет со скопцами дружбу и согласие. Началось по этому поводу следствие; хотя принадлежность дьячка к скопческой ереси с точностью и не доказана, но факт существования скопчества в этом селе доказан. Дьячок, оставленный в сильном подозрении, отослан в Никитский монастырь под начал — в работу на месяц.
В 1829 году вместо деревянной церкви в Нушполе устроена кирпичная церковь с колокольней, существовавший до середины ХХ века.
1885 г. «Богослужебныя книги имеются в полном составе; есть книги и для назидательного чтения. Кладбище находится при церкви.
В состав прихода, кроме с. Нушполы, в коем 89 дворов, входят следующие селения: д. Солонишники и д. Припущаево, которые отстоят от церкви в 6 верстах. Прихожан за 1885 г. числилось 547 м. и 636 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию, но есть военные и мещане; прихожане, кроме земледелия, занимаются на заводах и фабриках; в приходе раскольников нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время состоит священником Иоанн Воскресенский, который священствует с 1853 г. и награжден скуфьей.
При церкви земли: усадебной 1 д , пахотной 30 д. и сенокосной 3 д.; вся земля удобная; план на сию землю хранится в ризнице, а межевой книги не имеется; дела о земле не производится; владеет землею причт сам. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 600 рублей». [2]
Престолов в ней было три: в холодном приделе в честь Обновления храма Воскресения Христова, а в приделах теплых — во имя Успения Пресвятой Богородицы (главный престол) и в честь Владимирской иконы Божией Матери. [1]
Утварью, ризницей святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. В церковной библиотеке были назидательные книги, перенесенные из прежней деревянной церкви, также и иконы в иконостасе из прежней церкви. Хранились церковные документы: копии с метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с 1819 года. [1]
Посвящение же церкви относится к празднику Воскресения Словущего, посвящённому восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик, содержание его получалось: а) от служб и требоисправлений до 600 руб.; б) от земли пахотной и сенокосной 100 руб., а всего 700 руб. в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви на 1895 год: усадебной 1 десятина, пахотной 30 десятин и сенокосной 3 десятины.
Приход состоял из села Нушполы и деревень: Солонишников (в 6 верстах от церкви) и Припущаево (6 верст), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 547 душ мужского пола и 634 женского. [1]
Скопчество в селе Нушполе Александровского уезда Владимирской епархии.

Читать еще:  Река плава тульская область рыбалка

Нушпольское училище, Нушпольской волости, в селе Нушполе основано обществом в 1881 г., благодаря старанию священника И. Воскресенского. Ближайшие училища: Никольское в 8 вер. и Кучковское — 12 вер. Помещение собственное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 11, шириной 10, вышиной 4 арш. Учебных пособий недостаточно — на 118 руб. Библиотеки нет, кроме 10 книг. Земли нет. Законоучитель — священник Иоанн Воскресенский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1881г.; учитель — Семен Бушуев, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с 17-го ноября 1882 г., а в настоящем училище с 20-го сентября 1883 г. Попечитель — Александровский купец Александр Алексеевич Будилов; пожертвовал прежде 300 руб. и каждогодно жертвует по нескольку учебных пособий. Учащихся к 1-му января 1883 г. 33 м. и 9 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. и 2 д. Окончивших курс со свидетельствам не было. Вновь поступило 3 м. и 3 д. К 1-му января 1884 г. состояло 33 м. и 10 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 1, 8 — 9 л. 8, 9 — 10 л.12, 10-11 л. 13, 11 — 12 Л. 6, 12 — 13 л. 3. Из учащихся: 40 из с. Нушполы, 2 — д. Солонишник — 6 вер и 1 — д. Фролова — 3 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 3 уч., за незначительную плату. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 308 р., от общества 28 р. 50 к., от частных лиц 100 р., платы за учение 1 р. 50 к. (по 50 к. с постор.). Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 130 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 240 р.; на книги и учебные пособия 8 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебные год с 25-го сентября по 20-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6—8 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 6, по Русскому и Славянскому языкам 14, по арифметике 4, по пению 1. Получивших награды не было. Не окончившие курса учились до 2 лет. Обозревал училище 2 раза член училищного совета Коробов. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Земская школа помещается в собственном доме, в коей обучалось в 1884 г. мальчиков 32, и девочек 10. [2]

Летом 1950 года начаты демонтажные работы по разбору церкви. При этих работах обрушился свод, после чего церковь была окончательно снесена.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. — 1895. — 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. — Владимир, 1886.

Канава нушполка что это

На «БАМ» с автострады Талдом — Мокряги мы свернули не сразу. Прежде побывали в совхозе «Измайловский». Здесь, узнали мы, почти весь декабрь свозят сено с дальних угодий к фермам. Понятно, что если в зиму кормовые припасы будут рядом со скотными дворами, а не где-то в завьюженном поле, то так надежнее. В этот четверг, 26 декабря, скирды стаскивали из-под Бибикова в Разорено-Семеновское.
В практическом отношении новая трасса — необходимый хозяйственный объект для совхоза «Северный» через Дубненскую пойму. Вместе с тем это и наши новые «ворота» в Загорский район. А еще и новый подход к нашим Нушполам, въезд в них с «другой» стороны поймы.
Во всем этом мы и решили удостовериться сами, а для этого, проехать по новой дороге в бывшие заболотные, а теперь тоже обновленные Нушполы. Предновогодье было самым подходящим временем для подобного знакомства.
На хорошо укатанном зимнике встретили первую скирду-путешественницу. Едет и едет себе по белому полю этакая домина, будто Емеля на печи. Правда, вместо печи тяглом тут служит «Т-1ЗОА» на гусеничном ходу. А навстречу ему другой трактор поспешает — за следующей скирдой.
Полюбопытствовали, как же будут сталкивать с места эту окопавшуюся сенную громадину. Сталкивание заняло буквально несколько минут и происходило совсем обыкновенно. Сошел тракторист с трактора, взял с прицепа стальной трос, опоясал им скирду, ближе к ее середине, и вновь залез в кабину. Сзади скирды пристроился другой трактор. Потом первый трактор натянул трос, а второй подтолкнул скирду ножом — и вот она поехала! Притом снята была с насиженного места чисто — совсем без одонья, лишь несколько охапок сена сзади, но их, конечно же, подберут.
Короткое интервью у механизатора Виктора Алексеевича Шаврова:
— Мы из ПМК-21: я и Николай Сергеевич Маслов. Здесь с шестого декабря. Сейчас вот 22-ю скирду подцепили. Из разных мест и на разные фермы свозим сено в «Измайловском».
— Сколько же тонн в каждой скирде? И сколько «лошадей» в ваших тракторах?
— В совхозной конторе говорят, по 20—28 тонн скирда. А у трактора — 160 лошадиных сил. Оно бы так-то легко тащить, только сегодня сцепления нет. Видите, как передний трактор по льду закрутился, вот и приходится помогать друг другу. А по другой погоде и в одиночку шли.
Отъехав вперед, мы все еще видели, как по белому полю тянется этот необыкновенный обоз с такими желанными кормами для скота. Все для того, чтобы хорошее молоко было в «Измайловском» в 1986 году.

ОТ ПОВОРОТА ДО ОКОЕМОВА — ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Лишь только после зимней «кормовой» дороги в «Измайловском» мы завернули на постоянную «бамовскую» дорогу в совхозе «Северный». В ней нужда круглогодичная, и не столько для отправки готовой продукции кормодобывающего спецхоза, сколько для ее выращивания и уборки. К геометрически расчерченным картам на осушенном болоте в 1200 гектаров технике надо подъехать в любой погодный сезон. Вот почему десять лет назад, в 1976 году, и началась эта дорога через болотные топи, которую местный народ окрестил «БАМом»..
Начало «БАМ», как известно, берет на девятнадцатом километре автострады Талдом — Мокряги, там, где в качестве визуальных отметок выступают сенные саран «Северного». Здесь сходятся этот безусадебный, чисто полевой спецхоз, «Доброволец» и «Измайловский».
Поворот на трясину Дубненской поймы поначалу шел по бетонным плитам. Бывший управляющий Загорским трестом «Мосводстроя» заслуженный мелиоратор РСФСР Михаил Иванович Чулков вспомивает:
— Но эти временные плиты без основательного грунтового полотна стали быстро тонуть. Я настаивал на том, чтобы строить хорошо укрепленную гравийную дорогу. И первый вариант, действительно, пришлось забросить. Правда, строительство нынешней дороги мелиораторами, а не специализированным ДРСУ заранее обещало длительные сроки работ. Тогда я вроде пошутил: на две пятилетки хватит! А оно так и вышло на деле.
Да, с полным окончанием строительства — именно так. Но «частями» дорога, и, прежде всего, к важнейшим полям, стала служить гораздо раньше. Еще позапрошлой осенью по ней можно было добраться без каких-то приключений до самой спрямленной Дубны.
Правда, за два-три километра до реки грунтовое полотно пока еще лежало много ниже, чём остальное.
Сейчас — наоборот. Песчаное полотно от реки поднято на проектную отметку. А дальше оно будет укрепляться уже к повороту на «БАМ» с автострады. На этом «стыке» и работает техника. Здесь экскаватор, автогрейдер, два бульдозера. Восемьдесят мощных самосвалов возят песок из-под Большого Семёновского.
Одновременно идет расчистка большого кювета по левой стороне дороги, по правой он уже готов. Чтобы подойти к мелиоративной канаве, пришлось спуститься с дороги метра на полтора ниже по дышащему торфу.
— Беда в том, — поясняет экскаваторщик Вячеслав Сергеевич Прокофьев, — что у нас только один экскаватор. Идем лишь по одной стороне канала, а чтобы другая не успела замерзнуть, постоянно приходится возвращаться.
Отсюда до моста через Дубну всего километр-полтора. На этом отрезке и справа, и слева к дороге подступают пожухшие травяные заросли. Сейчас эти болотные джунгли, выше человеческого роста, находятся внизу, да к тому же высвечиваются снегом и потому не так пугают. А год с лишним назад, по осени, они прямо-таки наваливались на дорогу, и возникало чувство, будто вот-вот потеряешься в них.
Более высокое полотно теперь поднимает человека над болотом. Но надо еще закончить отсыпку грунта перед самым мостом через реку с нашей, талдомской, стороны. На загорской стороне Дубны, перед селом Окоемовом, дорога давно уже объезжена.
В заключение несколько слов пояснения начальника ПМК-21 А. Кутьина:
— На строительстве дороги занят наш второй участок. Сейчас здесь работами руководит мастер Валерий Николаевич Гузанов. Основные работы будут закончены в 1986 году. И тогда будет сдана вся эта поистине экспериментальная дорога протяженностью в девять километров.

Читать еще:  Погода осадчее петропавловского района

ХОТЯ ДЕРЕВНЯ НОВОСЕЛЬЕ НЕ ПРАЗДНОВАЛА

За мостом через Дубну сразу встает Окоемово. Эта вольно раскинувшаяся деревня вполне оправдывает свое название. Она возвышается над низинной поймой, и отсюда человеческий глаз много видит окрест, емко. Видит спрямлённую, как канал, Дубну, черный лес по ней и впереди, к горизонту, будто под обрывом — луга, усеянные стожками. Поэтический вид!
Здесь все та же Дубненская пойма, только уже в Загорском районе. И работали здесь наши же, талдомские мелиораторы по единому плану осушения. Правда, освоение земель с правой стороны Дубны началось раньше и быстрее, чем, допустим, в «Северном», а дороги асфальтированные служат не первый год.
За Окоемовом — развилка. Заезжего человека она озадачивает, как в народной сказке: если пойдешь налево. прямо. направо. то. Так вот: по левую руку от Окоемова будет Веригино, центр одноименного совхоза; прямая дорога выведет на Константиново, а нам надо ехать направо, в наши Нушполы.
На центральной усадьбе нового совхоза «Самотовинский» встречаем автобус на маршруте Самотовино—Загорск. За Самотовином выходим на гравийку через лес. Он скоро расступается — и вот впереди снова Дубна, мост через нее, за которым длинная линия Нушпол.
Въезд в Нушполы с загорской стороны ощущается как некое открытие. Отсюда деревня воспринимается совсем по-другому, чем по привычной дороге из Павловичей, как будто бы это новое место. И кажется, что именно на загорскую дорогу и ориентирован «парадный подъезд» деревни, потому что сразу же попадаешь в общественный центр. Самотовинская дорога упирается в необычное строение — в общем-то стандартное здание, но с деревянным теремным кокошником. Это клуб. Рядом с ним, слева, совсем свежее здание с островерхими скатами. Новый детский сад. А чуть поодаль, справа, опять новая островерхая крыша. Новый медпункт. Въездные «ворота» образуют магазин слева и столовая справа.
Далее этого центра надо представить себе поперечный нушпольский проспект с жилыми домами. «Проспект» потому, что улица широка, проезжая часть заасфальтирована, у домов проложены тротуары, скрытые сейчас под снегом. Конец улицы к речке Нушполке, по дороге на Павловичи, более длинный, основной. Другой конец, тупиковый, теперь стал тоже аккуратнее: по топкому прежде краю по ложен асфальт. За селом расположилась главная производственная база, ради которой и отстраиваются Нушполы, — обширный животноводческий комплекс.
Да, это новые Нушполы, преображенные за каких-то два года по плану социального переустройства села. Тому, кто давно здесь не был, деревню не узнать. А уж сравнивать с теми временами, когда старинные Нушполы были волостным центром, и вовсе не приходится.
Давайте, однако, заглянем в новые строения. Хозяином у медпункта и детского садика пока сторож. Поскольку в этих домах-теремах всё уже сдано под ключ, но не хватает кое-чего из оборудования, вот и приходится эти ключи держать на руках.
Наш гид, давно живущий в Нушполах, участник войны, с охотой и личной гордостью раскрывает хоромы и показывает их. «Это же прекрасно!» — приговаривает он, вводя нас в медпункт.— Смотрите: комнатки чистенькие, светлые, просторные, отделаны красиво. Паркетик. Батарейки теплые, от фермской котельной греются. С особым удовольствием он демонстрирует сантехнику в действии. А затем по причудливой лесенке ведет нас во второй этаж, под островерхую крышу, в жилье фельдшера. «Скоро сюда переедет наш медпункт, вот только, говорят, еще немного оборудования нужно. ». Примерно то же повторяется и в детском садике. Он побольше медпункта, и жилье наверху попросторнее. Впереди — прогулочно-игровые павильоны, опять островерхие, с резьбой. Садик рассчитан на двенадцать-пятнадцать ребятишек. «На все места уже записались. И заведующая есть», — сообщает наш проводник. А задержка с открытием из-за электроплит.
Позже директор совхоза «Красные всходы» Г. Мирошниченко пояснил, что и детсад, и медпункт, пожалуй, откроют в январе.
А теперь посмотрим новые усадебные дома. Их четырнадцать. Новые дома ставили на свободных местах деревни, заполняя образовавшиеся проемы.
Дома трехкомнатные, с коридорной системой, просторной прихожей и кухней с привозным газом, с ванной, автономной котельной. Две веранды — поменьше и совсем просторная. Одним словом, квартиры городского типа, если не считать, что приходится возиться с топливом. Зато свободно в этих домах чисто по-деревенски, не чета городу.
Первой хозяйкой, которая встретила нас в своем «коттедже», была восьмилетняя Наташа Белова. Мама, Татьяна Николаевна, и папа, Александр Иванович, у нее «ухаживают за телятами».
— Когда же вы въехали сюда?
— В ноябре. А раньше жили в Вербилках, папа с мамой работали на фарфоровом заводе.
— А ты не знаешь, почему они решили переехать в Нушлолы?
— Так у нас здесь две бабушки живут!
Наташа довольна житьем здесь, как, кажется, и ее родители. Но не у всех было таким благополучным заселение нового жилья, особенно у тех, кто вступил во вторую зиму. Тип этих домиков не совсем подходит для наших мест. Поэтому по осени все четырнадцать, домиков утеплили. В некоторых квартирах возникает течь, сырость — и опять надо что-то предпринимать. В нижней части деревни, ближе к Нушполке, в подполах по осени набиралось много воды. Чтоб согнать ее, провели мелиоративную канаву. Ну, а дальше, наверное, и хозяевам надо руки приложить.
Пока все еще решается вопрос с оплатой за пользование жильем, поскольку дома построены как кооперативные, на долевых началах с совхозом.
Оговорки, конечно, есть. О трудностях в становлении новой деревни не раз шла речь и в районе, и в газете «Заря». И все-таки будем считать, что рождение новых Нушпол состоялось. Хоть в прошлом году и не было официального праздника открытия новой деревни, все равно 1985 год стал особой ступенью в жизни Нушпол. В нынешний год деревня вступает уже обновленной.
В добрый путь, Нушполы!

В. САВАТЕЕВ. B. МОРОЗОВ.
(Наши корр.).

ecolog2017

ecolog2017

Что ж, лучше поздно, чем никогда. Всё лето не доходили руки написать об одном маленьком путешествии, которое я с ещё одним товарищем предпринял аж три месяца назад – в начале мая. Посетил я места, которые географически расположены на самом севере Московской области. Как мне кажется, там и дух царит какой-то особый, уже почти не подмосковный, а северный. Речь идёт о Талдомском районе…

Вообще, этот район стоит того, чтобы по нему обстоятельно побродить или поколесить. Особенно, если вы интересуетесь наследием древности. Особенно – финно-угорской. Множество местных географических названий происходит из языка племени меря. Возможно, это свидетельствует о том, что здесь, в отличие от ряда других территорий, этот народ дольше сохранял свою самобытность, и, стало быть, от талдомских мерян нас отделяет чуть меньший промежуток времени, чем, скажем, от тех, что жили в других районах Подмосковья…

Нам посчастливилось побывать в одном из мест, чьё имя перешло нам от тех, кто предшествовал славянам на этой земле – это деревня Нушполы (в прошлом Нушпола). Название расшифровывают как «деревня на крапивной реке» (слово крапива по-мерянски звучало, по-видимому, сходно с марийским «нуж», а «пола» — традиционное окончание для названий множества деревень в тех случаях, когда эти названия имеют финно-угорские корни). Деревня Нушполы расположена близ слияния рек Нушполки и Дубны. В топонимическом словаре Е. М. Поспелова приводится мнение, что Нушполка некогда называлась Нуша – она и есть та самая крапивная река, на которой располагается древнее поселение.

Деревня, как и большинство сейчас в Подмосковье, больше напоминает дачный посёлок. Старых домов совсем мало. Уж не знаю, стоит ли и писать эти два ритуальных предложения каждый раз. Однако было несколько домов с красивыми наличниками с богатой мерянско-языческой символикой: «утиные лапки», «громовые колёса».

Читать еще:  Озера локнянского района псковской области

Если пойти по дороге, ведущей от Нушпол на восток, вскоре достигнете речки Дубны, а за ней большая водная гладь: болото, или заболоченные озёра. От Дубны их отделяет небольшая полоса земли, возможно, искусственно насыпанная. В этом месте очень приятно посидеть. Чудесная безмятежность помнится даже спустя 3 месяца 😉

Сама речка Нушполка нынче довольно маленькая. И, как отметил мой спутник, крапивы нет по её берегам 🙂
Кроме того, у реки спрямили русло и создали целую систему канав и каналов, вероятно, с целью осушения болот. Вообще болота в округе знатные. В интернете встречал легенду о малярийной дороге, ведущей в Нушполы. Пройдя по ней, нельзя было не заболеть. Так ведь и полагается настоящим финно-уграм быть при болоте (suo — болото, Suomi — Финляндия 🙂 Несложно представить себе мерянское поселение, веками отделённое от осевших славянских переселенцев дремучим лесом и малярийными топями.

Ночевать нам довелось также среди болот и под пологом елей, но уже под самим райцентром, Талдомом.

Дальше путь лежал в Талдом, по дороге встретилась ещё одна мерянская русалочка — речка Куйминка (Куйма):

А также традиционный для Русского Севера дом-пятистенок в д. Дубровки:

Дальше начались всяческие обломы. Краеведческий музей в Талдоме оказался закрыт по причине майских праздников (несмотря на то, что по телефону перед этим его сотрудники заверили, что работать он будет). Сам город Талдом вполне себе похож на какой-нибудь другой райцентр, где-нибудь в Вологодской области. Насколько это гармонизирует с окружающей местностью, я, пожалуй, судить не возьмусь.

Кроме того, усталость, лень и редкость электричек не позволили мне посетить деревню Карачуново, что расположена в нескольких километрах севернее Талдома. Деревня интересна своим названием, восходящем к имени славянского духа смерти — Карачуна. В общем, в этих местах ещё остался весьма широкий простор для дальнейших странствий. Будет очень здорово, если в следующий раз ко мне присоединится кто-нибудь из заинтересованных френдов.

Нушполы

Нушполы — деревня в Талдомском районе Московской области Российской Федерации, в составе сельского поселения Гуслевское. Наряду с деревней Вотря является старейшим известным поселением Талдомского района. Бывший административный центр Нушпольской волости Александровского уезда Владимирской губернии. Население — 152 [1] чел. (2010).

Содержание

История [ править ]

Название деревни имеет мерянские корни («нуша» — «крапивная» или «нужбол» — «щука»).

Впервые Нушполы упоминаются в грамоте [2] 1504 года как «деревня Нушполь, на берегу реки Дубны, принадлежащая Кашинскому уезду с рекой Нушполькой» (в настоящее время русло реки находится в километре от центра деревни). По другим музейным источникам, основание поселения связывается с освоением пограничной полосы после присоединения Тверского княжества к Московскому княжеству в 1485 году. По преданию, местных жителей исстари характеризовали вялость и неторопливость, речь их отличалась тягучестью и напевностью. Языковой особенностью жителей волости было и то, что они картофель называли «яблоками», а картофельное пюре — «яблочником».

В 1775 году Екатерина II произвела [3] новое деление Российской империи. В те годы Нушполы перешли из состава Тверской губернии во Владимирскую.

До 1881 года на территории нынешнего Талдомского района были две волости Владимирской губернии — Павловическая и Куниловская, а потом они были объединены в одну — с центром в Нушполах. Волость была весьма небогатой и малонаселённой. Солидную территорию волости занимало обширное болото, именуемое [4] местными жителями «Поймо». Оно начиналось между деревнями Петрино, Шатилово и Солонишники и тянулось почти до Переславля-Залесского. В повести Михаила Пришвина «Журавлиная родина» болото описывается [5] [6] подробно. Вся волость страдала от ужасного состояния дорог. Единственным путем, связывающим Нушполы с цивилизованным миром, была дорога на деревню Припущаево, проложенная поперек болота, в самой его трясине. В наиболее топком месте был устроен мост, длиною в полторы версты. Но для жителей шестнадцати деревень волости это был единственный путь в Нушполы.

Население волости исстари занимается кустарными промыслами. Сапожное ремесло было развито очень слабо, а главным было ремесло башмачное. Кустарей-башмачников в волости до 90 %. Валяльным промыслом было занято до 30 % жителей.

В 1862 году отмечается как казённое село [7] на речке Нушполке. 734 жителя, 95 дворов, церковь.

В 1895 году — 804 жителя, фельдшерский пункт. Крестьяне занимались валянием валенок. У крестьянина Елпатьевского насчитывалось 16 ульев [7] .

В 1905 году — 1055 жителей, 141 двор.

В 1922 году открылась начальная школа. Первым её учителем был известный в районе педагог Дмитрий Прокофьевич Антонов, который с семьей и жил в здании школы.

Благодаря близости бывшей фабрики Кузнецова жители то работали на фабрике, то шили башмаки. Отмечалось [источник не указан 2392 дня] , что типы местных жителей больше похожи на фабричных рабочих, нежели на кустарей или крестьян. Ленинские (Талдомские) кооперативные организации не могли в этом районе развить свою деятельность, благодаря ужасному состоянию путей сообщения, а соседний Дмитровский уезд объединял главным образом потребительскую кооперацию (Дмитровский союз кооперативов). Население считало кустарничество второстепенным, а главный заработок давали фабрики.

1 октября 1924 года, после укрупнения волостей, Нушпольская волость прекратила свое существование. Южная её часть вошла в Гарскую волость, северная — в Ленинскую. С тех пор Нушполы стали «заштатным» селом, постепенно уступив лидирующее положение в крае Павловичам.

В 1929 году создан колхоз «Красные всходы». Председателем колхоза выбрали Василия Бутатова.

В 1950-х годах, уже после реорганизации МТС, нушпольский колхоз вошел в состав совхоза «Комсомольский» как отделение.

3 марта 1969 года колхоз «Дубна» был преобразован в совхоз «Красные всходы». В его состав вошло бывшее Нушпольское отделение совхоза «Комсомольский». Новое хозяйство тогда имело 5735 гектаров земельных угодий, в том числе 2124 гектара пашни, 1025 гектаров сенокосов, 1234 гектара пастбищ. В совхозе было 1300 голов крупного рогатого скота, в том числе 612 коров. Машинный парк насчитывал 30 тракторов, 17 автомашин, другую технику.

В 2012 году предполагалась [8] газификация деревни Мособлгазом. По состоянию на январь 2015 года газ к домам не подведен.

Население [ править ]

Церковь Воскресения Словущего в Нушполах [ править ]

До упразднения монастырских вотчин это село принадлежало Московскому Спасо-Андрониеву монастырю. Исторические сведения о церкви [14] в селе Нушполе восходят к XVII веку. В Переславских писцовых книгах Семена Хлопова в Нушполе значится церковь Воскресения Христова, в приходе 12 дворов. По переписным книгам 1703 года у той же церкви написано: «поп Михайло Харитонов, дьячёк Андрей, в приходе 33 двора». В 1705 году церковь была перестроена и освящена в то же наименование.

В 1727 году Нушпольская церковь за дальним расстоянием от Переславля переписана в административном отношении в Троицкую десятину патриаршей области. В 1784 году церковь была вновь перестроена и освящена в честь обновления храма Воскресения Христова (Церковь Воскресения Словущего). В 1829 году вместо деревянной церкви в Нушполе устроена кирпичная церковь с колокольней, существовавший до середины 20 века. Престолов в ней было три: в холодном приделе в честь Обновления храма Воскресения Христова, а в приделах теплых — во имя Успения Пресвятой Богородицы (главный престол) и в честь Владимирской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. В церковной библиотеке были назидательные книги, перенесенные из прежней деревянной церкви, также и иконы в иконостасе из прежней церкви. Хранились церковные документы: копии с метрических книг с 1800 года, исповедные росписи с 1819 года.

Посвящение же церкви относится к празднику Воскресения Словущего, посвящённому восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название [15] . Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением [16] .

Земли при церкви на 1895 год: усадебной 1 десятина, пахотной 30 десятин и сенокосной 3 десятины; плана и межевой книги на эту землю нет. Приход состоит из села Нушполы и деревень: Солонишников (в 6 верстах от церкви) и Припущаево (6 верст), в коих по клировым ведомостям числится 547 душ мужского пола и 634 женского.

Летом 1950 года начаты [17] демонтажные работы по разбору церкви. При этих работах обрушился свод, после чего церковь была окончательно снесена.

Источники:

http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/aleksandrov/i/66-1-0-3553
http://alaz.moy.su/publ/po_novoj_doroge_v_novye_nushpoly/1-1-0-460
http://ecolog2017.livejournal.com/35837.html
http://www.wikiznanie.ru/wp/index.php/%D0%9D%D1%83%D1%88%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8B

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector