20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мокша суморьево

Мокша суморьево

Ваше сообщение отправлено!

C вами свяжутся с вами в ближайшее время.

Село Суморьево

После 1603 года из мордовских деревень Малые и Большие Пинизли выселились несколько дворов, которые положили начало новому поселению: «Деревня Суморьево из мордвы новокрещенных ясашных крестьян ведомства Тамбовской казенной палаты, находится при озерке Суморева» (запись 1797 года). Земли у суморьевцев были плохие, песчаные, потому они промышляли рыбой.

В XIX веке в селе была построена двухкупольная церковь, которую строили несколько лет крестьяне на свои сбережения. Жили суморьевцы бедно. Выручала их Мокша: на своих лодках они перевозили в соседние городишки металлоизделия, поставлявшиеся в Суморьево с Вознесенского и Илевского заводов. Часто суморьевцы нанимались бурлаками и тянули баржи от Суморьевской пристани до Рыбинска. Несмотря на то что в конце XIX — начале XX веков суморьевцы, как и прежде, оставались государственными крестьянами, жизнь их мало чем отличалась от жизни крепостных крестьян. Налоги в государственную казну по величине неуступали барщине и оброку, которые платили крепостные крестьяне. С закрытием Вознесенского завода суморьевцы потеряли часть своего заработка, получаемого от перевоза металлоизделий.

Традиционно из века в век сеяли селяне на скудных землях лен, гречиху, просо, рожь, пшеницу. Урожаи, как правило, были сам-три, сам-четыре. Весной 1918 года суморьевцы избрали Совет рабоче-крестьянских депутатов. Его возглавил Д. А. Даньков, в состав исполкома вошли А. Е. Шляпугин, Ф. Ф. Ялышев. Началась гражданская война, и в том же году в селе была создана партийная организация. Активное участие в ее работе принимали Н. И. Селезнев, Н. И. Егорушин, А. И. Первушкин. Коммунисты на партийном собрании 23 августа 1919 года вынесли решение: «. не дай обмануть себя, будь стоек в победе, верь в светлое будущее, что начатый строиться храм красоты будет возведен до вершины. Не давай же гидре поднять голову. Помни, что за каждую каплю дворянской крови Деникин проливает реки крестьянской. Бойся его появления на твоей территории. Да здравствует Красная Армия! Да здравствует диктатура пролетариата!»

В марте 1919 года все коммунисты были мобилизованы на фронт. Суморьевцы приняли активное участие в сборе средств для голодающих Поволожья. Крепла Советская власть, но не все хотели воевать за нее. Вот что писали об этом «Темниковские известия»: «Темниковской уездной комиссией по борьбе с дезертирством в расширенном заседании приговорен к смертной казни гражданин Суморьевской волости. И. Куравин как злостный и неисправимый дезертир. Приговор приведен в исполнение в г. Темникове в ночь с 9 на 10 августа». В 1930 году 25 семей организовали в селе колхоз «КИМ». Первым колхозником был И. П. Кулыгин. Он вспоминал: «Вышли мы тогда все вместе на первую борозду. Не успели взяться за плуги, как видим, в нашу сторону идут человек 100 толпой. В руках у них палки, вилы. Ну, думаем, крышка нам. Но решили стоять до конца. Подошли. Как только нас не обзывали, и наш колхоз, и нас – колхозников! Правда, нас не били, но землей в нас бросали. » Поднимали голову и кулаки. Анонимные записки с угрозами, намеки о красном петухе все чаще стали приходить в адрес колхозников. Был убит активист артели Алексей Интяпин.

В годы Отечественной на селе остались только женщины, дети и старики. На их плечах держался колхоз. После войны с большим трудом, но начал колхоз оживать. Постепенно внедрялась механизация. Медленно, но все-таки росла производительность труда, снижалась себестоимость продукции. Строились новые производственные помещения. 60-80-е годы—время подъема колхоза. Построили клуб, библиотеку, школу, медицинский пункт. Перестройка 1985—1991 годов оказала отрицательное воздействие на жизнь суморьевского колхоза. Прекратилось строительство. Исчезли перспективы развития крепкого когда-то хозяйства. Постепенно оно стало просто убыточным.

Разделение мокшан и эрзян согласно археологии. История вопроса

Для написания поста использовалась статья археолога, доктора исторических наук Владимира Вячеславовича СтавицкогоЭрзя и мокша по данным археологии // Центр и периферия. 2016.” Издатель: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

Эрзяне и мокшане – два народа, в иной трактовке – субэтноса мордвы. Помимо республики Мордовия, эрзяне и мокшане большим числом проживают в соседних областях (Нижегородской, Пензенской) и в Чувашии, а также во многих других областях России. Согласно исследованиям лингвистов, языки мокши и эрзи имеют на порядок меньше отличий, чем зафиксировано между мордовским и марийским языками, которые ранее входили в единую общность.

Впервые этноним “мордва” встречается у Иордана (6 век н. э.) в форме Mordens – так назывался один из народов, якобы покорённых готским королём Германарихом.

Древо финно-угорских языков

Впервые проблема формирования эрзи и мокши по данным археологии впервые была поставлена и аргументированно проработана П. Д. Степановым (1956). После того, как М. Р. Полесских исследовал ранние могильники мордвы в верховьях Суры и Мокши к наиболее ранним памятникам мокши были отнесены Селиксенский, Ражкинский и Тезиковский могильники, а рязано-окские могильники им были признаны полностью эрзянскими. Как и ранее, к эрзе были отнесены также памятники летописной муромы (1965-1968).

Разделение мордовский и ранних марийских памятников Т. Б. Никитиной отнесено ко времени не ранее середины I тыс. н. э.

В 1964 г. на научной сессии по этногенезу Степанов предположил, что отличительной чертой мокши, , являлось использование височной подвески с бипирамидальным или коническим грузиком и спиралью, которая отсутствовала у населения Кошибеевского могильника (Сасовский р-н Рязанской области). Поэтому население кошибеевских и рязано-окских могильников были отнесены им к эрзе.

Утверждение было подвергнуто критике со стороны одного из ведущих на тот момент исследователей мордовских древностей А. Е. Алиховой, настаивавшей на общем характере подвесок. По Алиховой начало этнической дифференциации лучше связать с 7-8 веками н.э. – могильники с ориентировкой на север связывали с эрзянами. В работе “Расселение мордовского народа по данным археологии” она датировала разделение 2-м тысячилетием.

Открытие захоронений на реке Теше вновь изменило некоторые взгляды на принадлежность.

М. Жиганов в своей монографии (1976) подчеркивал единую мордовскую культуру на протяжении всего первого тысячелетия (закончилось 31 декабря 1000 г. н.э.). Однако преобладание в ряде нижегородских могильников северной ориентации тел позволило ему сделать вывод о выделении эрзянской принадлежности с 6 века; И наоборот: у мокшан была (Армиевский мог.) южная ориентировка.

Монография В. В. Гришакова, посвященная анализу керамики правобережья Волжского бассейна (1993) содержала датировку появления древне-мокшанской культуры – 5 век.

В работе по средневековой археологии мордвы В. Вихляев и И. Петербургский указали, что складывание базовых элементов культуры завершилось к 8-му веку при параллельном формировании культурной общности. Впоследствии Вихляев в работе “Происхождение древне-мордовской культуры, 2000” скорректировал точку зрения.

Археологическая база возрастала, при этом главным критерием разделения оставалась ориентировка. Как отмечает Ставицкий по всем остальным параметрам материальная культура мордвы, за исключением редких второстепенных различий, сохраняет свое единство вплоть до монгольского нашествия (13 век).

Для отрицателей нашествия замечу, что “Азор” первый полнометражный художественный фильм на эрзянском языке (реж. Чичайкин), премьера которого состоялась осенью 2018 при содействии Минкульта повествует именно о монгольском нашествии.

Итак, на протяжении первого тысячелетия происходит одновременная эволюция головного убора Подобное синхронное изменение различных элементов культуры предполагает наличие регулярных контактов между отдельными группами ее носителей, которые не возможны в условиях даже относительной изоляции, выступающей главным фактором этнической дифференциации.

Читать еще:  Карп на оке

Вариативность локальных традиций погребения (8 век) наталкивает Н. Ф. Мокшина на мысль, что мордовские племена в эту эпоху представляли собой не столько единство, сколько сходство, близость.

Отмечается, что в 7 веке началось движение рязано-окского населения: Значительная часть верхнесурского населения перемещается в то время на р. Цну и Верхнюю Мокшу, куда, видимо, смещаются и отдельные группы рязано-окских племен, часть которых проникает и в бассейн Теши, что уверенно фиксируется В. В. Гришаковым по распространению соответствующих керамических традиций. О. В. Зеленцова отмечает приток на р. Цну населения из бассейна Теши.

Причем все самые ранние погребения на средней Цне имеют северную ориентировку, и только потом в результате притока присурского населения, здесь начинает преобладать южная ориентировка, но вместе с тем появляются захоронения, направленные головой на северо-восток

Столь радикальные изменения в ориентировке умерших, произошедшие в течение полувека, никак нельзя объяснить ассимиляцией северомордовского населения южномордовским. Вряд ли переселенцы с Верхней Суры обладали для этого необходимым людским ресурсом, поскольку мордовских погребений 7 — 8 вв. здесь известно сравнительно мало, несмотря на очень хорошую изученность данного региона.

Что же вызвало столь стремительную миграцию с Суры на Цну? Вероятнее всего, кочевники. Известен факт прекращения в 7 — 8 вв. захоронений практически на всех известных “тешинскийх” могильниках и появление новых некрополей. Судя по всему, удельный вес потешского населения, принявшего участие в освоении земель Цнинско-Мокшанского междуречья, был весьма существенным.

В результате описанных миграций к началу 8 в., по мнению В. В. Гришакова, происходит нивелировка керамических традиций в поволжско-тешском и цнинско-мокшанском керамических очагах, что свидетельствует об усилении на данном историческом отрезке процессов общемордовской консолидации. Население живет компактнее по рекам Цна и Мокша.

В 8 веке территория у р. Цна попадает под хазарское (а точнее – аланское) влияние. При этом синхронные признаки экспансии находят и в северной группе памятников.

Река, как этноним

Итак, река Мокша, которая созвучна этнониму “мокшане” активно заселялась не ранее 8-го века. Должно было пройти время для переноса названия. О том, что в середине 10 в. южномордовские племена еще не назывались мокшей, косвенно свидетельствует упоминание византийских источников о Мордии, на расстоянии 10-ти дней до печенегов. Росы же попадали в эту страну, двигаясь от реки Днепр.

Этимолог Макс Фасмер выводит название реки Мокши от славянских слов “мокнуть, моркрота, мокоша”, но его “останавливает” поздний приход славян. Возможно, археолог А.М. Обломский, который нашел предположительные следы славян на севере Тамбовской области поможет разгадать загадку. Интересно и мнение о связи с богиней пантеона князя Владимира – Мокошей( Макошей). Фасмер связал ее с плодородием и водой. Лингвисты Иванов и Топоров (конец-80) предположили, что она была женой Перуна и “отвечала” за ремесло и прядение. Альтернативная версия о том, что Мокошь пришла к восточным славянам от мордвы ставится под сомнение наличием схожих топонимов в западно-и южно-славянской среде (чеш. Mokošin vrch, полабские Mukus, Mukeš, старолужицкий Mococize. В Словении река Mokoš и деревня Makoše , в Хорватии Mokošica). Хотя, вполне уместно и финно-пермское происхождение (ср. Кандалакша/Лахта, Большая Кша, с элементом – залив, заводь)

Не менее интересно и то, что сами мокшане называли реку Йов (Jov) – что имеет параллели в других Ф.У. языках (joki – река, фин.). Цна (Тсна, Тосна) – имеет индоевропейское название: от прусского tusna «тихий», авестийского tušna, tušni «тихий», др.-инд. tūṣṇī́m «тихо», вторая версия от др. русского – Деснь, Десна – правая. Название реки “Ока” также лучше всего объясняется из балтских языков в фонетическом плане, и также имеет языковых двойников в Словении и Венгрии, названных от славянского слова “око”.

В. Н. Шитов высказал мнение, что разделение мордвы было связано с обострением в 11 веке внешнеполитической обстановки, когда из-за усиления внешней опасности происходит складывание крупных военных союзов и раннегосударственных объединений. В конечном счете это привело к завершению формирования мордвы-мокши и мордвы-эрзи, которые с 13 в. попадают на страницы восточных и западноевропейских источников. Катализатором подобных процессов, видимо, стало противоборство русских княжеств с государством Волжская Болгария, в которое оказались втянуты мордовские племена (См.: Юрченков В. А. Пургасова волость: проблемы политогенеза у мордвы в историографии // Центр и периферия. 2014)

Лаврентьевская летопись (прим 1229 г).

Спустя некоторое время в сражении с Пургазом потерпел поражение и мокшанский князь Пуреш, воевавший в союзе с русскими князьями. Пургас напал на Нижний Новгород.
Пуреш (мокшанский герой) – в летописях основной противник Пургаса (эрзянского героя). Кроме того, Пуреш поддерживал отношения с половецким ханом и по видимому, стал вассалом Батыя (1236), участвуя в боях на территории Польши.

Так или иначе, Е. В. Кручинкина объясняет влиянием вятичей появление в головном уборе местного населения перстневидных колец с завитком, первые находки которых фиксируются в погребениях второй половины 11 веках, причем в мужских погребениях (женский наряд более консервативен). А. Е. Алихова считала накосники-пулокери отличительной чертой мокши в 12 веке, однако впоследствии В. Н. Мартьянов нашел этот предмет и в эрзянский могильниках у р. Теша.

Этническая дифференциация скорее всего возникла после монгольского нашествия в результате которого мордовское население Примокшанья попало под непосредственное управление ордынской администрации, а северные группы оставались относительно самостоятельными. Мордва участвует в походах Улуса Джучи, простому населению очевидно запрещают иметь оружие: об этом свидетельствует отсутствие боевого и сокращение охотничьего вооружения в погребениях 13-14 веков.

В Золотоордынское время выходят из употребления височные подвески с грузиком, бывшие своеобразным символом общемордовского единства на протяжении целого тысячелетия. Им на смену приходят височные кольца. При этом на могильниках с южной ориентировкой получают распространение перстневидные височные кольца с завитком, которые, по мнению Е. В. Кручинкиной, с середины 13 в. становятся отличительным украшением мокши. Однако наряду с отличиями в головном уборе присутствуют и общие элементы, к которым, например, относятся височные кольца с тупым концом.

По мнению Н. Ф. Мокшина, этноним «мордва» первоначально использовавшийся для ее наименования индоевропейскими народами постепенно приобрел статус эндоэтнонима. Авторы статьи говорят о том, что этноним с иранским корнем mard/mord – означающий “мужа, человека” у финноязычных народов не мог появится извне (ср. удмурт, мордва). Он также характерен для самоназваний многих народов.

Появление этого этнонима связывают с проникновением воинской ирано- (сармато-)язычной прослойки. Это подтверждается памятниками Андреевско-Писеральского типа первых веков в на территории Сурско-Окского междуречья. Причем близкие памятники зафиксированы и севернее в Молого-Шекснинском междуречье.. По мнению В. Ф. Генинга, носители данных традиций оказали существенное влияние и на культуру финских народов Прикамья.

Подобного мнения о иранском происхождении этнонима придерживался и видный уралист В.В. Напольских. Процитируем его книгу “Введение в историческую уралистику”.

Итак, судя по данным археологии, начало образования бинарной структуры мордовского этноса относится ко времени не ранее 11 в., когда у мордвы наблюдаются процессы складывания раннегосударственных образований. Неразвитость общелитературного языка, вероятно, способствовала архаизации племенных диалектов, что вело к усилению языковой дифференциации, придавая ей иллюзорную хронологическую глубину, которой в исторической реальности не было.

Мокша суморьево

Как это было (к судоходству по Мокше)

Вниз по Мокше- реке (Мокша-III; Ока).

Это было летом. Кавалькада Краснослободских маломерных судов-лодок продолжила славные традиции предыдущих водных экспедиций, которых было уже две- в 1994-м и 95-м годах. Именно тогда ученики Краснослободской средней школы№1 с плакатами экологических лозунгов прошли по маршрутам Краснослободск- Темников, а это 120 километров, и граница Пензенской области- Краснослободск-граница Рязанской области, 320 километров соответственно.

Читать еще:  Горетово можайского района рыбалка

На следующий день лодки на «КамАЗе», участники похода на автобусе всего за четыре – пять часов прибыли домой.

Богиня Мокошь.
То, что это особое божество в Пантеоне славян говорят многие источники.
Древняя Мать, Мокошь старше самого Творения. Она не принадлежит к собственно пантеону славян, хотя и входит в него. Мокошь воплощение женского начала в Мироздании.
Мокошь единственное женское божество, чей идол стоял в Киеве на холме рядом с кумирами Перуна, Велеса и других богов. Источник.
Это говорит о том, что в Киеве при Владимире не просто имела место попытка воссоединения славянского единства на прежней основе, власть пыталась его восстановить на основе более древней и когда-то для всех предков общей.
Основатель религии джайнизма индийский бог Махавира утверждал, что “мокша” – это конечная цель жизни любого человека на пути его перерождений. Этой цели можно достичь с помощью трёх вещей: правильного мировоззрения, правильных знаний и правильного поведения. Будучи богом Махавира спустился на Землю, для того чтобы родился от земной женщины и основать новую религию.
Составители Евангелий о существовании Махавиры и его культа, конечно, знали, поскольку повторили его во всех деталях.
А нам сегодня говорят, что религия народа Мокша утрачена, что Происхождение этнонима Мокша дискуссионно. Но истина поворачивает нашу голову на Восток, и похоже не без оснований.

Связь будущей Руси на сегодня обнаруживается с Поволжьем в начале X-го века н.э. Достаточно обратится к ряду неоспоримых исторических открытий, которые были сделаны за последние десятилетия крупными российскими и «мордовскими» учеными.
Здесь прошу прощения у волжский народов за этническое безобразие над ними учиненное. На территории современной республики Мордовия проживают разные народы, в том числе два наиболее многочисленных это эрзяне и мокшане, но никто из жителей этой республики не имеет в своих языках слова “мордва” и себя так не называет. Однако эта несправедливость по-прежнему сохраняется и звучит в разных источниках.
Теперь продолжим. На западе земель данной Республики был найден так называемый Пурдошанский меч. Ему десять веков и он принадлежал русскому знатному воину из дружины, на которую опиралась здесь в то время власть русского князя. А в 1999 году в Кельгининском могильнике нашли подвески со знаком князя Вышеслава, сына Владимира Красное Солнышко, последнее упоминание о котором летописи датируют 1010 годом. Известна и т.н. Пургасова Русь – предшественница Нижегородского княжества.
Современные знания о Республики Мордовия в основном базируются на трудах Н. Ф. Мокшина, известна и его « Энциклопедия Мордовия ». К сожалению, информация Мокшина, вызывает много споров. С ним не согласны местные этнографы.
Знаменитый ученый-арабист Т.И. Калинина перевела древние арабские тексты. Из них следует, что князь Святослав, идя в поход на Хазарский каганат, целый год стоял на Оке, в районе Рязани и Мурома. При этом документы не фиксируют никаких военных стычек, то есть отношения были мирные. В 985 году князь Владимир пошел на волжских булгар, и опять русские дружины прошли через эрзянские и мокшанские земли, не встречая сопротивления. Лаврентьевская летопись говорит: «мордва находилась в числе народов, плативших дань (по-нынешнему – налоги) киевскому князю».
Из сказанного следует, что сама Русь-государство создавалась совместными усилиями многих народов. О каком-то местничестве или сепаратизме тогда не было и речи. Государство единилось Родами. Не от этого ли единения возник сакральный центр от имени великой богини Матери Мокоши – Москва?
Древние поволжские народы оказалась на стыке трех цивилизаций: славянской, тюркской (булгары) и финно-угорской. И единение их дало государству сразу три точки опоры.
А что может быть более устойчивым на любой поверхности, чем три точки опоры.
Мы – продолжение предков, и мы же – начало потомков, которые будут жить на нашей земле, и, возможно, тоже вспомнят нас через тысячу лет. И нам нужно сделать все, чтобы вспомнили – добрым словом. Источник: «Тысяча лет между прошлым и будущим».
Следует обратить внимание на примечательный факт. Бог Махавира говорил о Мокше. Значит, была такая культура, а значит, и существовал народ носитель этой культуры. Точно также как и у славян были папы с мамами. А они в свою очередь не яблоками с деревьев упали. Никто на Земле ещё не родился из пустоты из ничего. Был этнический субстрат, на каком после окончания оледенения взрастала человеческая общность Евразии. Так что начинаться от Рюрика пора прекращать. Обнаруживаются процессы посерьезнее. И процессы эти не плохо бы включить в концепцию учебников истории. Тем более, что научные работы по данной тематике уже существуют.
В довершении вернусь к своей традиции завершать статью мудростями из Сети. На этот раз от http://chipstone.livejournal.com/1103788.html.
«…я лишний раз убедился, что чем древнее текст, тем более живые, не выхолощенные ,Истины он содержит. Видимо, наши предки были намного мудрее нас и гораздо больше понимали об устройстве Мироздания. А человечество движется вниз по лестнице, ведущей вверх».

Чем дольше вглядываешься в глубину истории, тем отчетливее понимаешь, что есть путь наверх, но кто-то упрямо сбивает наш курс на противоположный.

Источники:

http://www.voznesenskiy-rayon.ru/localities/%D0%A1%D1%83%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BE.html
http://pikabu.ru/story/razdelenie_mokshan_i_yerzyan_soglasno_arkheologii_istoriya_voprosa_6340598
http://kc13.ru/publ/krasnoslobodchane/ljudi_i_sudby/vniz_po_mokshe_reke_moksha_iii_oka/12-1-0-593
http://yar46.livejournal.com/104828.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять