314 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Озеро череменецкое лужский район рыбалка

Череменецкое озеро

Череменецкое озеро — одно из красивейших мест в Ленинградской области. Чистая вода, песчаный пляж и живописная природа водоема привлекает большое количество отдыхающих в летний сезон. Вокруг озера расположены населенные пункты, монастырь и базы отдыха.

Череменецкое озеро находится в Лужском районе Ленинградской области. Вокруг водоема расположены небольшие населенные пункты: Югостицы, Петровская Горка, Репьи, Госткино, Наволок, Череменец, Солнцев Берег, Дзержинского. С западной стороны находится озеро Врево. С востока протекает река Луга, которая является границе двух областей — Ленинградской и Новгородской. Недалеко от озера проходит Ленинградское шоссе.

Максимальная глубина Череменецкого озера — 27 метров. Средняя глубина водоема — 8 метров. Длина озера 14,7 километров. Средняя ширина — 1 километр. Площадь — 15 кв. километров. Длина береговой линии — 37 километров.

Название водоема исходит от древнеславянского слова «чорма», что означает возвышенность. Озеро является проточным. В водоем впадают реки Кукса, Быстрица и еще 9 ручьев. Из озера вытекает река Ропотка.

Берега Череменецкого озера высокие и крутые, попадаются участки с обрывистыми склонами. Прибрежная зона вокруг водоема в основном песчаная. Здесь распространен белый кварцевый песок, который используют в производстве стекла. Водоем дает начало небольшим родникам вблизи населенных пунктов.

Дорога к Череменецкому озеру на панорамах Google maps

Вода в озере прозрачная и чистая. Дно можно разглядеть на глубине 4–6 метров. В прибрежной части водоема растет тростник и камыш. Чуть дальше от берега идет лесополоса из сосновых и лиственных деревьев. В окрестностях Череменецкого водоема можно встретить норку, белку, бобра, енота, уток, лебедя.

В летний период вода в озере может прогреваться до +24…+25 °C. Замерзать водоем начинает в декабре. Лед сходит в середине апреля.

Рыбалка на Череменецком озере

Водоем является самым большим в Лужском районе. Озеро ледникового происхождения и относится к территории государственного природного ландшафтного заказника.

В водах Череменецкого озера водится щука, окунь, плотва, налим, лещ, язь, корюшка, ряпушка, сиг. Этот водоем любят ценители рыбалки. Хороший улов щук можно получить летом на участках, где в озеро впадают и вытекают реки. Местные жители уверяют, что здесь хорошо клюет «на живца».

Для ловли рыбы нужно выбирать тихие места с чистой береговой линией, без лишней растительности. С марта по май в районе устья реки Ропотки хорошо клюет язь и налим. Леща лучше всего искать в местах с резкими перепадами глубины. Хороший улов будет ранним утром и вечером.

Базы отдыха на Череменецком озере

Возле водоема находятся несколько известных в Ленинградской области баз отдыха — «Боровое» и «Красный Вал». Санаторий «Боровое» расположен на западе озера. Сегодня это место именуется как центр восстановительной медицины и реабилитации «Боровое». Санаторий открыли на базе бывшей усадьбы известного предпринимателя и дворянина Г. А. Львова.

Усадьба «Боровое» является уникальным памятником архитектуры XIX века. В 2006 году на месте бывшей резиденции Г. А. Львова был открыт санаторий. Здесь осуществляется лечение хронических заболеваний на стадии ремиссии, проходит реабилитация и восстановление после болезни, проводят первичное обследование и терапию сердечно-сосудистых заболеваний.

Попасть в санаторий «Боровое» можно по путевке. Для сотрудников МВД и ОВД России, а также членов их семей путевка предоставляется по льготной стоимости. Для граждан, на служащих в МВД и ОВД, стоимость суток в этом пансионате обойдется примерно в 2300 рублей с человека.

Другой не менее известный санаторий в районе Череменецкого озера — «Красный Вал». Он находится на западном берегу водоема, недалеко от санатория «Боровое».

В 1927 году на месте усадьбы «Красный Вал» создан дом отдыха для 600 рабочих. В 1949 году дом отдыха был перепрофилирован в санаторий для лечения больных с туберкулезом легких. С 1972 года здесь проходит реабилитация и лечение пациентов с туберкулезом глаз.

Отдых на озере

К водоему в Лужском районе приезжают со всей Ленинградской области. Сюда едут порыбачить, поправить здоровье в местном санатории или посетить монастырь, который находится на небольшом полуострове.

В летний сезон к Череменецкому озеру приезжают отдохнуть с палатками. Их разбивают недалеко от берега в лесополосе. Возле водоема создан кемпинг-парк на базе Череменецкого мужского монастыря. Кемпинг называется «Северный Патмос». В кемпинг-парке, в отличие от отдыха в палатках «дикарями», есть все необходимые условия.

На территории кемпинга можно арендовать летний домик или снять дом комфорт-класса. Стоит аренда домика на территории кемпинга от 2500 до 1500 рублей. Также здесь можно разбить палатку. Аренда места под палатку стоит 300 рублей в сутки.

На территории кемпинга можно разнообразить свой досуг, взяв напрокат лодку, велосипед, сыграть в подвижные игры. В кемпинге предоставляют в аренду снасти для рыбалки. Здесь же можно взять в аренду доски для SUP серфинга.

Монастырь на Череменецком озере

Монастырь находится на одном из полуостровов озера возле населенного пункта Череменец. Полное название храма — Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Основано святилище примерно в конце XV века. Главной достопримечательностью храма является чудотворная икона Иоанна Богослова.

После революции в 1930 году здание монастыря было передано картели «Красный октябрь», а все иконы арестованы. В начале 90-х годов начался период реставрационных работ Череменецкого храма. Уцелевшие здания монастыря отнесены к историческим памятникам архитектуры.

В самом центре монастыря стоит реставрированный собор Иоанна Богослова. Его отстроили в 2012 году. Недалеко расположена церковь Преображения Господня. За границами монастыря находится старинный парк.

Как доехать до Череменецкого озера

Добираться до водоема лучше всего из города Луга — административного центра Лужского района. Доехать к городу из Санкт-Петербурга можно на общественном транспорте или автомобиле.

Из Санкт-Петербурга в Лугу автобусы отправляются ежедневно. Время в пути 1,5–2,5 часа.

Также в Лугу из Санкт-Петербурга можно доехать на электричке. Добираться придется 2,5–3 часа.

Из Луги к озеру можно добраться пешком или на автомобиле. На автомобиле будет быстрее. Ехать примерно 20–25 минут.

Схема маршрута из Луги к Череменецкому озеру на картах Google maps

Из Луги доехать к озеру можно на местном такси. По отзывам приезжих, поездка на такси в сторону водоема будет стоить недорого. В Луге работают такси: Вираж, Алло, Имидж, Престиж.

Видео: монастырь на Череменецком озере

Озеро череменецкое лужский район рыбалка

Места силы. Семьдесят шестое – Череменецкое озеро

Петербургская пресса периодически начинает писать о необычных явлениях на Черменецком озере. Вот заголовки: «Под Лугой обнаружен пункт заправки НЛО!», «НЛО ныряет в Череменецкое озеро!» Это не полный бред. Место, действительно, необычное. Лично я там тарелок не видел, но все время ходил в том плывущем состоянии сознания, когда любой солнечный блик готов развернуться в полноценное видение, наполненное чудесами и ужасом.

Читать еще:  Рыбалка в старонижестеблиевской краснодарский край

Озеро вытянуто над геологическим разломом земной коры приблизительно с севера на юг. Это как бы огромный пруд (площадью 15,5 кв. км.) на речке Куксе, текущей параллельно Луге, главной реке этих мест. Западнее Череменецкого есть еще одно большое озеро – Врево, вытянутое в том же направлении. Под городом Лугой вся эта водная система (там есть еще озера и реки) как бы сходится в одну точку, после чего река Луга делает хитрый зигзаг и уходит на северо-запад, к Балтийскому морю. Априори понятно, что энергетика этого места должна быть богата. Не случайно в древности здесь, на водном пути из Новгорода в Псков и Ганзу, было немало монастырей. И один из них возник на бугристом острове Череменецкого озера.

Что, однако, там за энергия? Уфологии воображают, что – физическая. Летающие тарелки, мол, тянутся туда на дозаправку, что подтверждается тем, что северный берег озера загрязнен свинцом. Известно же, аккумуляторы делают из свинца. Думаю, не стоит это обсуждать. И не только потому, что внеземным цивилизациям приписываются устаревшие земные технологии. Просто то, что называют энергией в физике, имеет лишь косвенное отношение к той энергии, воздействию которой человек подвергается в местах силы.

Представления об энергии могут быть очень разные. Для греков, например, энергия – это некий импульс, актуализирующий потенциальное. У китайцев такая энергия называется цзи (то, что, спускает натянутую тетиву). Но европейцам больше известна другая китайская энергия – ци (пневма). Она циркулирует в мире, проявляя и оживляя его. Вся премудрость фэн-шуя состоит в том, чтобы дать этой энергии течь естественно, правильно. И тогда само собой придет все: и здоровье, и счастье, и ум, и богатство. А физическая энергия – это мощь, лишенная всякой души. Практичный миф науки нового времени. Его формулы, конечно, пригодны для того, чтобы насиловать мир, но совсем не пригодны для того, чтобы проявлять невидимое и приводить человека в гармонию с собственной жизнью.

Так вот, в местах силы глупо искать энергию, которую можно сохранить в свинцовом аккумуляторе. Но зато там можно найти нечто такое, что меняет душевный настрой, позволяет проникнуть в самое мясо невидимого, выносит на дневную поверхность вещи, которые, чем черт не шутит, могут оказаться богами. А могут показаться тарелками. Это зависит от предрассудков, которые владеют человеком. Один видит Богородицу или обретает икону, другой наблюдает НЛО и фиксирует повышенное содержание свинца в воде. И тот и другой, может быть, воспринимают одно и то же – некое нечто, – но интерпретируют его по-разному, в меру, как говорится, своей испорченности.

В 1478 году мужик Мокий из деревни Русыня нашел на острове в Череменецком озере икону. На ней – лысый бородатый человек с книгой. К левому его уху пристроился ангел. Человека зовут Иоанн. Ангел диктует: «В начале было Слово». Впрочем, нет, хоть Евангелие от Иоанна – книга тоже вполне вдохновенная, но в данном случае дело, скорей, происходит на острове Патмос. И, соответственно, ангел диктует совсем другой текст: Апокалипсис, а по-русски – Откровение. И не столько даже диктует, сколько показывает: открывает Иоанну, пребывающему «в духе» (измененном состоянии сознания), некое будущее, представленное в книге, которую Иоанн держит в руках. В ней рассказано о конце света.

Это важно: мужик обнаружил икону в 1478 году, когда до конца света оставалось, как я в прошлый раз говорил, не более пятнадцати лет. Многие уже готовились к долгожданному дню, когда еврейский бог начнет их судить. Даже пасахалия в русской церкви была составлена только до 1492 года. Так что явление Иоанновой иконы в преддверии апокалипсических событий – абсолютно понятно и оправдано. Но это не все. Как раз в момент явления иконы неподалеку от Череменецкого озера разворачивался локальный апокалипсис. Войска Иоанна III готовились бесповоротно покончить с Новгородской республикой, о чем, впрочем, давно уже предупреждал новгородцев прозорливый Михаил Клопский. Ужасная пора. Если бы Василий Розанов жил тогда в Новгородской земле, у него был бы отличный материал для книги «Апокалипсис нашего времени». Но ему пришлось жить в другие последние времена.

Итак, Иоанну Васильевичу, пришедшему судить (решать судьбу) Господина Великого Новгорода сообщают, что тут, совсем рядом, явилась икона его небесного тезки. Реакция князя: постройте-ка мне монастырь на том месте.

В первый раз мы приехали туда ранним сентябрьским утром 2004 года. Тишь, безлюдье, кричи, стучи во все двери – никто не отзывается, хотя монастырь действующий. Странное сочетание: руины и нарочитая вылизанность. Деревья монастырских аллей – в три обхвата. Повсюду лавочки, наследие закрытой недавно турбазы. Долго бродили. Я начал чувствовать головокружение, отчасти похожее на то, что я испытал на Чертовом городище. Окунуться в озеро, что ли? Пошли.

На берегу благоденствовал пьяный мужик. Он принял нас за уфологов, которые – веришь ли, заебали! Тем не менее, рассказал много чего о летающих объектах. В частности, историю про женщину, которая однажды ночью проснулась обеспокоенная. Выглянула в окно и увидала парящую возле дома круглую светящуюся дуру. При этом почувствовала: надо выйти на улицу и подойти к ней. В душе-то женщина знала, что там ее уже ждут. И ничего хорошего это ей не сулило. Но она была как бы загипнотизирована. Когда начала вставать, толкнула нечаянно мужа… «Да еб твою мать», – проворчал он со сна. И тарелка мгновенно исчезла. Женщина была спасена. Отсюда пьяный мужик умозаключал, что инопланетяне боятся матерщины. Он прав: матерные заклинания для того и придуманы, чтобы отпугивать нечисть.

Вернулись в монастырь. Хотелось все же увидеть икону, которая явилась при Иване. Мы знали, что она сейчас где-то здесь, но опять не могли найти никого, кто бы мог ее показать. Наконец, когда мы уже перестали ждать и просто следили с холма за облаками, плывущими над озером, внизу показался кудластый парень в джинсах и куцей курточке. Он явно никуда не спешил, просто прогуливался. Мы спустились… Вблизи – ну, совсем Курт Кобейн из русской глубинки. «Уфологи?» – спросил он, когда мы с ним поздоровались. «Ладно, вижу, что нет. Это у входа там ваша собака?» У входа дрых наш верный биолокатор Осман, которого мы не взяли с собой в монастырь из уважения к православному убеждению, что в собаках есть что-то нечистое. «Не люблю собак, – продолжал молодой человек, – иногда они непредсказуемы. Раз шел я по улице (да не в штатском, как сейчас, а в рясе, на службу), и на меня напали собаки. Рясу порвали. Как я матерился! Пришлось сразу идти исповедоваться».

Читать еще:  Рыболовный календарь оренбургской области

В общем, этот мнимый Курт оказался попом Константином. Он взял ключи и повел нас показывать толком еще не восстановленную церковь и икону Иоанна Богослова в ней. Когда я ее увидал, первая мысль была: да ведь это портрет Ивана III. Нет, конечно, я сразу отбросил нелепую мысль о физиономическом сходстве. Но в том, что на иконе изображен именно Иван, я и сейчас не сомневаюсь. Начать хотя бы с того, что обычно Иоанна изображают жгучим евреем (см., например, икону из Богословского монастыря в Пощупово). А тут – обычный русский мужик, задумавшийся о своих конкретных проблемах. Типа: что делать с Марфой Борецкой и прочими бунтовщиками, как подавить разгул вечевой демократии, где изыскать средства на содержание армии, не отнять ли земли у попов. Животрепещущие, требующие немедленного решения проблемы. А смотреть и записывать видения о том, как еврейский бог будет решать проблемы со своим неудавшимся творением – это, знаете ли, совершенно праздное занятие для человека, изображенного на Череменецкой иконе. Ибо он сам творит мир из себя. И мы теперь в этом мире живем.

Отец Константин не без гордости назвал себя самым грешным попом в России. Преувеличение! Он просто очень словоохотлив и приветлив. Мы долго беседовали о качествах зеленого чая. Батюшка разбирается в изысканных китайских сортах. Он не женат, и, пользуясь этим, церковное начальство перебрасывает его с места на место по митрополии: и на Коневец, и в Тихвин, и вот теперь сюда, в Череменец. «Монахи ленивы и нелюбопытны, – сказал отец Константин, – вот агитирую их поехать в Городец. Так – ни в какую. Хоть вы поезжайте туда, это рядом. Там, кстати, источник». Мы поехали и не пожалели. Место прекрасное: холм прямо у дороги, деревянная церковь на нем, энергетика – самая благотворная. Головная боль, которую я заработал на Череменецком озере, моментально прошла.

Село Городец стоит на речке Рыбинке, впадающей в озеро Врево. До 1764 года там был монастырь Гремячая пустынь. Когда он был основан – неизвестно. Известно только, что 1592 году его настоятель Трифон погиб при очередном наезде литвы. Есть две версии его гибели. Первая: Трифон завел врагов в болото. Подвиг Ивана Сусанина (совершенный Трифоном за двадцать лет до Ивана) – довольно обычный русский сюжет. Вторая версия: когда литовцы вошли в Городец, монахи разбежались, но Трифон, служивший как раз литургию, не нашел нужным отвлекаться на пришельцев. И был изрублен ими в куски прямо в церкви. Монахи собрали части тела своего игумена, омыли водой из источника, положили в гроб. И там они сразу срослись. На местах рассечений остались лишь красные шрамы.

Трифона похоронили в монастырской Георгиевской церкви, и вскоре он начал творить чудеса, которые стали особенно интенсивны в начале 20-го века. В это время его собирались официально причислить к лику святых, была изготовлена богатая гробница из итальянского мрамора, которая сейчас стоит в часовне возле Успенской церкви на Городецком холме. Но канонизировать старца тогда не успели, помешала революция. Даже его икона не была написана. Ее написали уже в наше время по иконе Никандра Пустынножителя. Дело в том, что в народе откуда-то вдруг взялось убеждение, что Никандр и Трифон – родные братья. Откуда? Да сороки на хвосте принесли, бабы какие-то говорили… Неважно. Появление таких убеждений – это как раз то самое действие тонких энергий, которые актуализируют потенциальное, проявляют невидимое.

И вот уже с благословения знаменитого псковского старца Николая Гурьянова пишется икона Трифона по образу Никандра. И люди, которым Трифон являлся и помогал выживать, увидев впервые икону Трифона (на которой, по сути, изображен Никандр), узнают его: это же он являлся тогда в Городце, вот только шапочка немного не так нарисована, нет-нет, он в другой шапке был. Просты чудеса твои, Господи, энергия ци циркулирует всюду, дух дышит, где хочет. И, как дирижер, извлекает образы из бессознательного: иконы, летающие тарелки. Последние Юнг определил как мандалы, символы целостности, образы божества, созерцаемые нетренированным взглядом современного невежды.

Между прочим, сам термин «неопознанный летающий объект» сконструирован ровно так же, как термин «бессознательное» – от противного: нечто, находящееся за пределами знаемого. Эта неопознанность или неосознанность полностью аналогична неуловимости снежного человека, о которой я как-то уже говорил. Конечно, неопознанность НЛО и бессознательность бессознательного куда радикальней неуловимости снежного человека. Но гораздо слабей, например, неизбежности неизбежного. Собственно, о структуре и содержаниях бессознательного теперь уже много известно. Его даже можно увидеть. Например, на Иконе Иоанна, явившейся на Череменецком озере. Ангел, который шепчет Иоанну, это и есть фигура бессознательного, содержание которого осознается по мере написания текста Откровения. Или открывается в момент какого либо импульсивного решения: постройте-ка мне. И вот уже Иоанн видит свое бессознательное перед собой. Но это уже не бессознательное. А что? Даос скажет: «Дэ».

Дэ – это проявление Дао, то есть – бессознательного, которое не может быть выражено словом. И вообще – ни чем. Аминь рассыпься!

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.

Озеро череменецкое лужский район рыбалка

Череменецкое озеро исстари считалось одним из замечательных озер Лужского края как по количеству и качеству рыбы, так и по частому упоминанию в истории. Именно с рыболовным промыслом связано и создание монастыря на острове, когда в 1478 году рыбаку Мокию из деревни Русыня чудесным образом явилась икона Иоанна Богослова, что и стало поводом для основания обители великим князем Иоанном III.

С XVI столетия часть озерной глади, примыкавшей к монастырскому острову, принадлежала монахам.

Наличие небольших лодок — челнов, сетей, неводов и прочего рыболовного инвентаря упоминается в описях монастырского имущества от времен царя Алексея Михайловича до правления императрицы Екатерины Великой. Академик Озерецковский, посетивший Череменец в 1815 году отмечал, что монастырь имеет собственную рыбную ловлю, причем сдаваемую в аренду крестьянам. Кстати, Череменецкому монастырю тогда принадлежали и рыболовные участки на реке Нарове, где велся лов лосося и миноги. Однако, удаленность этого «рыбного места» от стен обители в итоге привела к тому, что его у обители выкупила казна, причем за довольно хорошую по тем временам сумму. То, что рыбная ловля занимала достаточно важный сектор хозяйственной жизни монастыря, подтверждают старинные гравюры с видами Череменецкой обители и фотографии начала XX века, на которых присутствуют лодки с монахами, вытаскивающими сети.

Интересные материалы о рыбном промысле на Череменецком озере приведены в третьем выпуске газеты «Гдовско-Ямбургский листок» за 1873 год, где отмечалось, что «Лужский уезд беден промыслами. Рыбная ловля на озере — единственный промысел во всем уезде». По праву владения озеро делится на несколько

Читать еще:  Погода оз пионерское выборгский район

78

Рыбаки в устье реки Луги

частей, принадлежавших Череменецкому монастырю, прихожанам Петровского прихода (дер. Голубково), княгине Белосельской и различным помещикам. Ловлей рыбы занимаются в основном прихожане погостов Петровского и Югостицкого. Ловля происходила на протяжении всего года, обычно артелями из 10-20 человек, а особенно усиливалась и выгодней всего бывала зимой.

Право ловли было следующим: каждый владелец участка дозволяет ловить рыбу артели рыбаков с тем, чтобы каждый раз они из своей добычи платили ему, как владельцу этого участка озера, пятину, т.е. одну пятую части добычи. Все озеро почти постоянно находилось в руках арендаторов-крестьян, которые и смотрели за своими участками. За нарушение границ участка отнимали добычу, после чего обычно возникали драки. Также в «Листке» отмечалось, что «рыба в озере водится следующая: лещ, щука, окунь, плотва и так называемые «череменецкие сельди» (рыба рекушка — И.П.). Лещи ловятся не ежегодно, а

79

Посуда. Музей деревни Псоедъ

через год или два, но в большом количестве».

О Череменецком озере, как одном из «интересных в рыболовном отношении» водоемов Санкт-Петербургской губернии упоминается в «настольной и дорожной книге для русских людей» «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Третий том этого иллюстрированного издания, посвященный северо-западным губерниям «Озерной области» (Петербургской, Псковской, Новгородской и Олонецкой — И.П.), был напечатан в 1900 году. В Череменце, наряду с другими озерами Лужского уезда — Сяберском, Вревском, Песно и прочих, более мелких, в то время вылавливалось рыбы на 100000 рублей. Довольно внушительная сумма для того времени. Особенно, если учесть, что за царский рубль в начале XX века давали два американских доллара. Среди обитавших в лужских озерах рыб, имеющих промысловое значение, отмечены: плотва, окунь, щука, язь, линь и карась.

Согласно статистическим данным на 1898‑1899 гг., Череменецкое озеро давало не только рыбу к монастырскому столу, но и служило источником питания и работы для многих жителей при-

80

брежных деревень. Так, для жителей тридцати крестьянских хозяйств Югостицкой волости, рыбная ловля в Череменце являлась вполне доходным промыслом и в среднем приносила ежегодный средний доход в 45 рублей на человека.

Кстати, наряду с югостицкими рыбаками, промыслом, тесно связанным с рыболовством, а именно плетением сетей, в то время занималось 12 крестьянских хозяйств, расположенных в близлежащих к Череменецкому озеру волостях Лужского уезда. Причем в 1902 году их число увеличилось до 20. Сюда же можно отнести и 15 лодочных мастеров, занимавшихся постройкой деревянных лодок и их конопаченьем, а также двух лодочников из Югостицкой волости, занимавшихся перевозкой грузов по озеру и паломников в Иоанно-Богословский монастырь. Правда, открывшаяся в 1909 году пароходная линия, связывавшая Лугу с Череменецкой обителью и Югостицами, составила им серьезную конкуренцию. И, несмотря на все возрастающий поток паломников (а в начале XX века их число достигло 20000 человек) промысел лодочных перевозок пришел в полный упадок. Недовольны были и местные рыбаки, чьи сети наматывались на винты пароходов.

Вообще, в то время рыбы в Череменце вылавливалось немало. Очевидно, былые рыбные запасы начали иссякать. Неслучайно для их воспроизводства еще до революции в деревне Б. Наволок Г.А. Максимовым был устроен рыбоводный завод. На выставке, устроенной в Луге Обществом сельских хозяев Лужского уезда в августе 1910 года, в павильоне Максимова интересом посетителей пользовалась коллекция «заспиртованной форели и аппараты рыбоводства». Рыбные богатства Череменца состояли из 22 видов рыб. К ним добавились и искусственно разведенные: в 1921 году — сиг чудской и форель, в 1922 — ряпушка чудская и в 1923 году — корюшка невская. В итоге появился и еще один вид — помесь ряпушки с сигом. Кстати, этот рыбоводный завод в Наволоке просуществовал до 1928 года и был ликвидирован почти одновременно с Череменецким монастырем. Интересно, что незадолго до этого, в зиму 1926-1927 гг. был отмечен своеобразный рекорд — общий улов составил 180 тонн!

Вскоре после закрытия в 1929 году Иоанно-Богословского монастыря, на Череменецком озере прошла экспедиция под руководством профессоров Арнольда и Молчанова, которые пришли к выводу, что «средняя годовая норма рыбной продукции в нем

81

равна 50 кг на 1 га», что составило по их подсчетам около 70 тонн разной рыбы.

Конечно, за истекшее время рыбные запасы Череменецкого озера значительно оскудели, безвозвратно исчезли некоторые виды рыб. Но, тем не менее, ныне рыба, как и встарь, используется в трапезе череменецких иноков и послушников, возрождающих Иоанно-Богословскую обитель и по-прежнему круглый год на озере можно встретить и рыболовов — любителей.

82

ПУБЛИКАЦИЯ: Половинкин И.В. Рыбный промысел на Череменецком озере // Промыслы и ремесла крестьян Лужского уезда. Сборник краеведческих материалов. Луга, 2011. С. 78-82.

Череменецкое озеро (Cheremenetskoe Lake)

  • Полезное
  • Отзывы и Оценки
  • Вопросы и советы
  • Заметки и статьи
  • Посетили место
  • Фото
  • Фото: главная
  • Самые популярные фото
  • Новые фото
  • Фото недели
  • Лидеры недели
  • Фотоподборки
  • Фотографы
  • Фото от топ-фотографов
  • Рейтинг фотографов
  • Информация
  • Описание места
  • Фото
  • Проживание и ночлег
  • Экскурсии и гиды
  • Полезное
  • Отзывы и Оценки
  • Вопросы и советы
  • Заметки и статьи
  • Посетили место

Чтобы добавить место в путеводитель необходимо авторизоваться

Общая информация

Фотографии

Описание места

Череменецкое озеро находится в Лужском районе Ленинградской области. Это одно из самых чистых и привлекательных для отдыха озер данного региона. По его берегам расположились сразу несколько населенных пунктов, санаторий и монастырь.

Озеро занимает котловину ледникового происхождения длиной чуть более четырнадцати километров. Его узкая полоса вытянулась с юго-востока на северо-запад. В центральной части водную поверхность рассекает большой по площади полуостров, на котором когда-то располагались постройки мужского Череменецкого монастыря. Сейчас от него почти ничего не осталось, но монастырская жизнь постепенно возрождается.

Южная часть озера – мелководная. Ее берега – это сплошной белый кварцевый песок, на котором загорать – одно удовольствие. На расстоянии нескольких метров от берега дно все еще песчаное, и лишь потом появляются илистые наслоения. Купаться здесь можно и на оборудованных участках, и там, где просто есть удобный подход к береговой черте.

Вода в озере проточная, и оттого чистая, с приятным глазу голубым оттенком. По всему побережью можно наблюдать выходы подземных ключей и родников, питающих Череменецкое. Любители рыбалки охотно приезжают сюда и зимой, и летом. Особенно хорошо ловятся здесь плотва, окунь и лещ. Изредка попадаются налим и язь.

На берегу озера в бывшей усадьбе князя Г.А.Львова работает сегодня санаторий МВД «Боровое».

Источники:

http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/luga/lakes/33106
http://www.peremeny.ru/column/view/540
http://histfishing.ru/biblio/ethnography/polovinkin-iv-rybnyj-promysel-na-cheremeneczkom-ozere.html
http://rutraveller.ru/place/130224

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector