Река лукавка липецкая область
Лукавка
Лука́вка (редко Лукавчёнка) — река в Грязинском районе Липецкой области. Левый приток реки Матыры. Исток к югу от села Хворостянка Добринского района. Устье — напротив деревни Ермаковка. В верхнем течении запружена.
Имя реки происходит от слова лука — пойменный луг в излучине.
На Лукавке стоят селения Садовая, Новый Свет, Верхняя Лукавка, Средняя Лукавка, Нижняя Лукавка, Петровка.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Лукавка” в других словарях:
лукавка — сущ., кол во синонимов: 4 • лукавица (17) • лукавница (4) • лукавщица (5) • … Словарь синонимов
Лукавка (река) — Лукавка Характеристика Длина 32,3 км Бассейн Азовское море Бассейн рек Воронеж, Дон … Википедия
Средняя Лукавка — Село Средняя Лукавка Страна РоссияРоссия Субъект … Википедия
Верхняя Лукавка — Село Верхняя Лукавка Страна РоссияРоссия … Википедия
ВЕРХНЯЯ ЛУКАВКА — с. Грязинского района Петровского сельсовета. Известна по документам 1782 г. как селение крестьян однодворцев (ЭПЛипУ). Находится в верховье р. Лукавки (или Лукавченки), от которой получила название. Имя речки от слова лука, у которого имеется… … Липецкая топонимия
НИЖНЯЯ ЛУКАВКА — д. Грязинского района Петровского сельсовета, на левой стороне р. Матыры, близ впадения в нее р. Лукавки. Известна по документам 1782 г. (ЭПЛипУ). Название по р. Лукавке (от слова лука пойменный луг в излучине, образуемый слиянием двух речек) … Липецкая топонимия
СРЕДНЯЯ ЛУКАВКА — с. Грязинского района Петровского сельсовета, на р. Лукавке (Лукавченке) притоке р. Матыры. Известна по документам с 1782 г. Название по р. Лукавке (поблизости имеются также Верхняя и Нижняя Лукавки). Имя реки от слова лука пойменный луг в… … Липецкая топонимия
Луковченка — (Лукавка, Луковка) Характеристика Длина 30 км Площадь бассейна 230 км² Бассейн Матыра Водоток Устье Матыра · Местоположение 52 … Википедия
Грязинский район Липецкой области — Грязинский район Герб Флаг (описание) … Википедия
Петровка (Грязинский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Петровка. Село Петровка Страна РоссияРоссия … Википедия
История села Средняя Лукавка
Село Средняя Лукавка Грязинского района возникло во второй половине XVIII века, в документах впервые упоминается с 1782 года. Название Лукавка происходит от изгиба реки, на которой расположено село, а Средняя — потому что раньше по руслу были ещё две Лукавки: Верхняя и Нижняя. Основание Средней Лукавки связано с заселением «пустопорожних земель», по указу Екатерины Великой. Поначалу казённое село Средняя Лукавка насчитывало всего несколько крестьянских дворов по фамилиям Корневы, Шальневы, Ненаховы.
Во второй половине XIX века здесь уже были 68 дворов с 622 жителями, небольшая деревянная церковь, а к концу столетия Средняя Лукавка насчитывала 440 дворов и 3315 жителей. В селе действовали четыре ветряные мельницы, одна водяная, две молочные лавки, трактир, монополия. На берегу реки стояла кирпичная баня. Лечебный пункт находился в волостном селе Песковатке. В конце XIX столетия на сходе жителей Среднелукавского прихода (в приход входили Средняя Лукавка, Петровка, Борисовка, Колыбеловка, Колоусовка, Александровка, Ненаховка) было решено строить новую церковь. Раньше делали всё основательно, поэтому вначале в больших ямах гасили известь, которая «выстаивалась» там два года. Затем началось строительство церкви, продолжавшееся более десяти лет. Кирпич обжигался из местной глины, её брали на «Марочкиной горе». Кирпич выделывался различной конфигурации: обычный, овальный, треугольный и т.п. В строительный раствор «для крепости» добавляли яичный белок. Куриные яйца собирали со всех сёл прихода и целыми подводами подвозили к месту строительства. Возводилась Среднелукавская церковь с соблюдением всех православных канонов: её фундамент прокладывался по лучу восходящего солнца, алтарная часть находилась на востоке, а вход — на западной стороне. Церковь состояла из трёх частей: колокольни, трапезной и собственно церкви. Сразу видно, что церковь строили люди, умеющие и любящие трудиться: на каменное кружево невозможно смотреть равнодушно. Церковь органически вписана в окружающий ландшафт. Стоит она на самом высоком месте села и хорошо видна издали со всех сторон. В день освящения народ собрался в Среднюю Лукавку с многих окрестных сёл. По воспоминаниям старожилов, здесь присутствовали представители духовенства из Москвы, преподнёсшие в дар церкви несколько икон. На церемонии освящения (1913г.) были два хора: хор певчих из Свято-Никольского храма (с. Грязи) и хор мальчиков местной церковно-приходской школы. Среднелукавская церковь была освящена в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. «Малиновый звон» её колоколов разносился на многие вёрсты, созывая прихожан на молитвы, заставляя их задуматься о вечном.
В 1911 году в Среднюю Лукавку прибыла работать молоденькая учительница Корнева Евдокия Георгиевна. Согласно сведениям, взятым из её дневника, школа в селе была открыта в 1896 году. Обучались в ней дети из всех сёл прихода, и число учащихся по тем временам было достаточно велико: 130 человек. Классы назывались отделениями, занятия проводились в несколько смен, а заведовал школой местный священник, в подчинении которого находились две учительницы. В архиве школьного краеведческого музея имеется копия с документа, хранящегося в Государственном архиве Липецкой области. В нём говорится: «… Мало внимания обращается и на квартиры учащих, представляющие собой каморки, часто отделённые от классных помещений дощатой перегородкой, не доходящею до потолка, так что пыль и душный классный воздух со всеми удушливыми испарениями от нескольких десятков учащихся беспрепятственно проникают в каморку учителя, отравляют воздух. ». Почти что об этом же говорит в своём дневнике и Е.Г. Корнева: «… В первое время довелось жить в чуланчике при школе, отделённом от классного помещения старенькой ширмой. Температура в холодное время года здесь была очень низкая, спасал большой тёплый платок, подаренный мамой. ». Позже в сёлах прихода были открыты однотипные земские школы, и дети Средней Лукавки стали обучаться одни.
В 1914 году разразилась Первая мировая война. Под всхлипы гармоник, слезы и причитания родных и близких, уходили лукавские мужики и парни на «германскую», клали свои головы «за веру, царя, Отечество» в далёкой Галиции, у Перемышля и Мазурских болот, а дома приходили в запустение поля, лишившиеся пахарей, да росли сиротами дети. Потом на несколько лет завертелось огненное колесо Гражданской. «Когда в 1919 г. в Грязи ворвались мамонтовцы и начали шарить по ближним сёлам, — вспоминала Корнева Мария Ивановна, — в Лукавке поднялся невообразимый переполох: кто прятал в укромное место пожитки, а кто уводил от греха подальше лошадей в Песковатский лес. ». Годы Первой мировой и Гражданской войн тяжело отразились на жизни села. По данным Всесоюзной переписи 1926г. население по сравнению с 1911г. уменьшилось более чем в два раза: имелось 238 дворов и проживало 1325 человек.
Примечательно, что перепись 1926 года в Средней Лукавке проводил сын П.П. Семёнова-Тян-Шанского И.П. Семёнов-Тян-Шанский. Об этом Измаил Петрович сообщает в заявлении в Петровскую избирательную комиссию, в котором просит восстановить его в избирательных правах. И.П. Семёнов-Тян-Шанский часто бывал в нашем селе. Он дружил с семьёй священника Лаврова, с жителем села И.В. Шальневым, с учительницей Е.Г. Корневой. По рассказам правнука П.П. Семёнова-Тян-Шанского А.В. Королькова, семья Измаила Петровича часто бывала в Среднелукавской церкви. Об этом ему рассказывал дядя — Олег Измаилович Семёнов-Тян-Шанский.
После Гражданской войны и принятия нового Земельного кодекса РСФСР (в октябре 1922г.) в Средней Лукавке образовался комбед, председателем которого был избран Волков Савелий Павлович. Активную роль в жизни села играл местный сельский совет, возглавляемый Голобоковым Степаном Ивановичем. Бессменным секретарём совета был Корнев Сергей Семёнович. Пять лет членом совета Средней Лукавки избиралась учительница Е.Г. Корнева.
В селе появилось немало крепких зажиточных хозяйств. Этому способствовала политика руководства страны, издавшего указы о снижении цен, расширении прав на аренду земли и использование наёмного труда. «В 1925-1926 годах, — вспоминала Корнева Мария Ивановна, — мы крепко встали на ноги… В семье было 4 лошади, 3 дойных коровы, жатка, сеялка, веялка. Всё это нажили собственным горбом. Рубаха Семёна Дмитриевича (муж Марии Ивановны) никогда от пота не просыхала. ». Крепко на лукавской земле стояли хозяйства Т.Ф. Шальнева, М.С. Ненахова, П.Н. Корнева.
В начале 30-х годов ушедшего столетия «сплошная коллективизация» докатилась и до Средней Лукавки. На территории села было образовано три колхоза: «Красный партизан», колхоз им. Осоавиахима и колхоз «13 лет Октября».
Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 года «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством», местные органы власти получили право проводить экспроприацию кулаков и высылать их за пределы районов и областей, в которых они проживали. В Средней Лукавке были раскулачены все крепкие хозяйства, а семьи раскулаченных выслали на Урал и в Сибирь. (В архиве школьного краеведческого музея хранятся горькие воспоминания жительницы села М.И. Корневой, семья которой была раскулачена одной из первых).
Имущество раскулаченных передали в колхозы. Землю обрабатывали своими силами и с помощью МТС. В Средней Лукавке трудились трактористы с Матырской МТС. В колхозе работали за «трудодни». От Голобоковой Марии Фёдоровны мы услышали частушку тех лет:
Ох, что ж это за жизнь,
Дорогие бабочки!
От зари и до зари –
Спину гнёшь за «палочки»!
Несмотря на тяготы жизни, Средняя Лукавка не падала духом. «Вечерами, — вспоминал В.А. Дятчин, — вся молодёжь собиралась на «пятачке»… Пляски, частушки, смех аж до самых петухов. ». Большую работу вела изба-читальня. При ней действовали драматический и хоровой кружки, струнный оркестр. Всё село собиралось на спектакли самодеятельных артистов. Материал для спектаклей присылал в Лукавку Воронежский Дом народного творчества, а декорации к ним рисовал комсомолец-«избач» Шубин Иван Михайлович, который позже был редактором районной газеты «Ленинская искра» (ныне «Грязинские известия»). До 1940 года средства, полученные от спектаклей и концертов, перечислялись в фонд Красного Креста и Красного Полумесяца.
В 1937 году в Средней Лукавке произошло горькое событие — по указу вышестоящих властей закрыли церковь. Вначале её хотели разобрать «на кирпичи». Но из этой затеи ничего не вышло: раствор держал намертво. Тогда местное начальство приказало сорвать все колокола.«Когда на землю с каким-то стоном упал главный колокол, — вспоминала М.Ф. Голобокова, — внутри у меня что-то ёкнуло, да так и по нынешнюю пору болит… Прекрасные иконы выбросили на улицу, потом ими топили костры трактористы МТС. А самую красивую и большую деревянную икону председатель колхоза приспособил, в качестве сиденья, на своём ходке. ».
В самой церкви чего только не было: склад, мельница, зернохранилище, склад удобрений… Церковь выдержала всё, и сегодня она по-прежнему величественна и красива.
Сотни наших земляков сражались с немецко-фашистскими захватчиками на всех фронтах Великой Отечественной от Белого моря до Чёрного. Уроженец села Шальнев Алексей Андреевич принял свой первый бой сразу же после нападения фашистской Германии на Советский Союз — в составе одного из погранотрядов, неподалёку от Бреста. Потом до января 1945 года воевал с оккупантами в партизанском отряде им. Григория Котовского. Уроженцы нашего села насмерть стояли у стен Москвы и Ленинграда, горели в огне яростных боёв под Сталинградом и Курском, громили фашистов в Белоруссии, Прибалтике, Польше, Венгрии. Уроженка села Шальнева Александра расписалась в победном 45-ом на стене поверженного рейхстага. Корневу Василию Семёновичу довелось воевать в далёкой Маньчжурии. Многие наши земляки за мужество и доблесть, проявленные в боях, отмечены ратными наградами Отечества. Среди них В.А. Дятчин, М.И. Голобоков, М.А. Ненахов, С.П. Ненахов, В.И. Голобоков и многие другие. Сотни уроженцев Средней Лукавки не вернулись с войны. Учащимися нашей школы установлены пока около двухсот имён погибших земляков, но их гораздо больше, и поиск продолжается.
Отшумели бои, отгремела война. Возвратились с фронтов жители Лукавки. Началась мирная жизнь. В первые послевоенные годы она была совсем нелёгкой: кладбище у церкви настолько разрослось, что его пришлось переносить на новое место. В 50-е годы три колхоза объединили в один. Его назвали именем И.В.Сталина. На 1 января 1954 года колхоз имени Сталина насчитывал более 250 дворов и около 2,5 тыс. га пахотной земли. После упразднения МТС в село пришли тракторы и грузовые автомобили. Жить и работать стало намного легче. Многое сделал для села председатель М.Ф. Чунихин. Михаил Фёдорович был энергичным, деятельным человеком, хорошим организатором. При нём в селе освоили обжиг кирпича, выпуск шифера. Правда, по качеству они уступали «фабричным» образцам, но для употребления вполне годились. За короткое время в Средней Лукавке построили хороший ток, несколько ферм и складских помещений, добротную кузницу. Колхоз им. Сталина прочно входил в число лучших хозяйств Грязинского района. В селе была создана футбольная команда. На лугу, неподалёку от правления колхоза, разбили большой парк с аттракционами и спортивными площадками, построили клуб. Четырёхклассная начальная школа в Средней Лукавке стала семилетней. Здесь работало немало замечательных учителей. «Математику у нас вёл учитель-фронтовик Н.М. Уланов, — вспоминал В.С. Корнев, — это был незаурядный педагог: знания, полученные у него по предмету в обычной сельской «семилетке», служили мне достаточно долго. ». Малышей в школе обучала Е.Г. Корнева, награждённая орденом Ленина, медалью «За трудовое отличие», Почётной грамотой Президиума Верховного Совета СССР.
В конце 50-х годов Средняя Лукавка на правах отделения вошла в совхоз «Песковатский». В 1965 году Среднелукавское отделение было передано в только что сформированный совхоз «Вперёд». Это было самое большое (по площади) отделение хозяйства. В нём трудились многие замечательные люди. Среди них орденоносцы В.М. Ненахов, В.М. Голобоков, А.С. Шальнев, А.Н. Мальцева. Бригаду механизаторов возглавлял бывший фронтовик В.С. Корнев, кавалер орденов «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, дипломант двух выставок ВДНХ.«Ребята у меня в бригаде были огонь, — вспоминал Василий Семёнович, — в одну из «уборочных» Иван Ненахов и Анатолий Крупко намолотили за день столько зерна, что им даже космонавты из космоса приветственную телеграмму прислали… На всю страну прогремели. ». Далеко за 3000 литров от коровы надаивали на местной ферме. Совсем не случайно, что в начале 80-х годов ушедшего столетия приз лучшей доярке Грязинского района носил имя старейшей работницы Среднелукавской МТФ К.М. Шальневой. В то же время на «социалку» в селе внимания совсем не обращалось: клуб закрыли, дорога до центрального отделения была грунтовая и в непогоду превращалась в сплошное месиво. Молодёжь в селе не задерживалась, и население быстро сокращалось. Средняя Лукавка прочно осела в списке «неперспективных» сёл. Положение изменилось только со строительством новой школы в 1973 году. Через несколько лет село соединили с Петровкой асфальтной дорогой, и отток населения сразу же прекратился.
И все же самым благополучным временем для Средней Лукавки в послевоенный период было начало 80-х годов XX столетия. За короткое время в селе построили более двадцати благоустроенных квартир, новый магазин, современную ферму. Уже был готов проект двухэтажного клуба с библиотекой и спортивным залом. Но грянула перестройка, и всё остановилось.
Сегодня Средняя Лукавка переживает нелёгкие времена. Совхоз «Вперёд» окончательно обанкротился и постоянно «реорганизуется». Огромную роль в жизни села играет школа. О её двух музеях известно далеко за пределами района. Учащиеся школы ведут большую природоохранную и краеведческую работу, постоянно устраивают для жителей Средней Лукавки концерты, встречи с именитыми земляками, интересные конкурсы.
Средняя Лукавка
Средняя Лукавка, Храм во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана (1902 – 1913)
Начавшие возводиться реставрационные леса, слегка обновлённая кровля, покосившийся крест: не таков ли символ нынешней России? А ведь когда-то эти места процветали.
Село Средняя Лукавка Тамбовской губернии, ныне Липецкая область Грязинский район, известно по документам с 1782 года. Название получило по речке Лукавке (лука – изгиб, излучина реки), впадающей в реку Матыру
Наше путешествие начинается от моста через речку Лукавчик (на картах Лукавка)
Речка очень извилиста, течёт в поросших мощными деревьями берегах, зачастую крутых, холмистых
Начало зимы выдалось бесснежным, но довольно морозным
Даже такая быстрая речка покрылась льдом, по которому можно свободно ходить
Часто встречаются следы работы бобров
Здесь бобр подгрыз внушительную, мощную иву
А это дерево каким-то невероятным образом ещё стоит, держится, возможно опираясь кроной на другие деревья
Вдалеке за полем показался храм, а вернее высокая колокольня
Спешу к нему.
Храм стоит на высоком правом берегу речки Лукавки
От реки к нему поднимается дорога
Вначале, в 1854 году, в селе «тщанием прихожан» была построена деревянная церковь во имя Космы и Дамиана
В документах 1911 года отмечено: «Церковь деревянная, холодная, построена в 1854 году на средства прихожан. Престол – во имя святых безсребренников Космы и Дамиана. В настоящее время строится новая каменная церковь. Время открытия прихода неизвестно». Дворов в селе насчитывалось 440, «душ мужескаго пола 1665, женскаго 1650, великороссы, земледельцы. Душевой надел 20 саженей в каждом поле. В приходе шесть деревень: Нижняя Лукавка (в четырех верстах от храма), Колыбелка (в 2 верстах), Колоусовка (в 4 верстах), Петровка (в 2 верстах), Большая Александровка (в 6 верстах) и Малая Александровка (в 2 верстах от церкви). Хутор Семенова-Тянь-Шанского (в 2 верстах). Маленька речка Лукавка и в деревне Нижней Лукавке протекает река Матыра. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. Есть церковно-приходское попечительство и метрическия книги с 1852 года»
В 1902 году началось строительство каменной церкви «…Вначале в больших ямах гасили известь, которая “выстаивалась” там два года. Затем началось строительство церкви, продолжавшееся более десяти лет. Кирпич обжигался из местной глины, её брали на “Марочкиной горе”. Кирпич выделывался различной конфигурации: обычный, овальный, треугольный и т.п. В строительный раствор “для крепости” добавляли яичный белок. Куриные яйца собирали со всех сёл прихода и целыми подводами подвозили к месту строительства. Возводилась Среднелукавская церковь с соблюдением всех православных канонов: её фундамент прокладывался по лучу восходящего солнца, алтарная часть находилась на востоке, а вход — на западной стороне. Церковь состояла из трёх частей: колокольни, трапезной и собственно церкви. Сразу видно, что церковь строили люди, умеющие и любящие трудиться: на каменное кружево невозможно смотреть равнодушно. Церковь органически вписана в окружающий ландшафт. Стоит она на самом высоком месте села и хорошо видна издали со всех сторон. В день освящения народ собрался в Среднюю Лукавку с многих окрестных сёл. По воспоминаниям старожилов, здесь присутствовали представители духовенства из Москвы, преподнёсшие в дар церкви несколько икон. На церемонии освящения (1913 год) были два хора: хор певчих из Свято-Никольского храма села Грязи и хор мальчиков местной церковно-приходской школы. Среднелукавская церковь была освящена в честь святых бессребреников Космы и Дамиана»
Совсем недолго храм служил по своему назначению
«В 1937 году “по указу вышестоящих властей” церковь закрыли. Вначале её хотели разобрать «на кирпичи». Но из этой затеи ничего не вышло: раствор держал намертво. Тогда местное начальство приказало сорвать все колокола. Когда на землю с каким-то стоном упал главный колокол, — вспоминала М.Ф. Голобокова, — внутри у меня что-то ёкнуло, да так и по нынешнюю пору болит. Прекрасные иконы выбросили на улицу, потом ими топили костры трактористы МТС. А самую красивую и большую деревянную икону председатель колхоза приспособил, в качестве сиденья, на своём ходке. В самой церкви чего только не было: склад, мельница, зернохранилище, склад удобрений. »
Но вандалы были не только тогда. Если подойти поближе, стены исписаны, исцарапаны современными вандалами, пожелавшими так “увековечить” себя
Сейчас потихоньку идёт восстановление храма. В правом приделе уже установлен иконостас, ведутся службы, в основном по праздничным и воскресным дням. На земле собирается металлическая конструкция главного церковного купола
Живо и село, хотя теперь в нём проживает далеко не 3 315 человек, как насчитывалось в 1911 году.
Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана.
Космо-Дамиановская церковь
Липецкая область. Грязинский район. Село Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана
Церковь Космы и Дамиана — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Средняя Лукавка Грязинского района Липецкой области.
Средняя Лукавка известна по документам с 1782 года. Название — по реке Лукавке. Имя реки от слова лука — пойменный луг в излучине реки. До 1928 года село территориально входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. В 1854 году в селе «тщанием прихожан» была построена деревянная церковь во имя Космы и Дамиана. В архивах 1876 г. отмечен один престол – Космодамиановский. Церковь являлась главной, приписным к ней считался Предтеченский храм в Ивановке. Обе эти церкви обслуживались одним штатом священников, в 1876 году – Михаилом Преображенским (2 разряд, рукоположен в 1863 году). Кроме него, службу несли помощник и два псаломщика. Церковным старостой в Средней Лукавке числился государственный крестьянин Ненахов (с 1862 года). В селе в это время проживало 2242 человека. Церковные земли насчитывали 25 десятин.
В 1893 в штате церкви числились: священник (Преображенский Михаил Артемьевич, 52 лет, рукоположен в 1863 г., награжден камилавкой), диакон (Василий Яковлевич Виноградов, 62 лет, рукоположен в 1865) и псаломщик (Иван Миронович Воронов, 39 лет, определен 6 февраля 1886 года, 2-я жена). В школе грамотности обучалось 33 человека. В селе в это время насчитывалось 1503 человека мужского пола.
В документах 1911 года отмечено: «Церковь деревянная, холодная, построена в 1854 году на средства прихожан. Престол – во имя святых безсребренников Космы и Дамиана. В настоящее время строится новая каменная церковь. Время открытия прихода неизвестно». Дворов в селе насчитывалось 440, «душ мужского пола 1665, женскаго 1650, великороссы, земледельцы. Душевой надел 20 саженей в каждом поле. В приходе шесть деревень: Нижняя Лукавка (в четырех верстах от храма), Колыбелка (в 2 верстах), Колоусовка (в 4 верстах), Петровка (в 2 верстах), Большая Александровка (в 6 верстах) и Малая Александровка (в 2 верстах от церкви). Хутор Семенова-Тянь-Шанского (в 2 верстах). Маленька речка Лукавка и в деревне Нижней Лукавке протекает река Матыра. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. Есть церковно-приходское попечительство и метрическия книги с 1852 года».
В 1911 году, штат церкви, по сравнению в 1893 годом, не изменился: священник, диакон и псаломщик. «У причта земли 25 десятин полевой удобной, находится в одном месте, на разстоянии 1½ верст от церкви. Земля дает годового дохода от 300 до 325 рублей. Братский годовой доход от 1000 до 1300 рублей. Причтоваго капитала 675 рублей. Церковнаго капитала 100 рублей. Дома у причта собственные». В 1909 году в наградных документах Тамбовской епархии упоминается священник Алексей Кусов, 32 лет, награждённый скуфьёй.
В 1902 г. началось строительство каменной церкви, которое завершилось в 1911 г. «…Вначале в больших ямах гасили известь, которая “выстаивалась” там два года. Затем началось строительство церкви, продолжавшееся более десяти лет. Кирпич обжигался из местной глины, её брали на “Марочкиной горе”. Кирпич выделывался различной конфигурации: обычный, овальный, треугольный и т.п. В строительный раствор “для крепости” добавляли яичный белок. Куриные яйца собирали со всех сёл прихода и целыми подводами подвозили к месту строительства. Возводилась Среднелукавская церковь с соблюдением всех православных канонов: её фундамент прокладывался по лучу восходящего солнца, алтарная часть находилась на востоке, а вход — на западной стороне. Церковь состояла из трёх частей: колокольни, трапезной и собственно церкви. Сразу видно, что церковь строили люди, умеющие и любящие трудиться: на каменное кружево невозможно смотреть равнодушно. Церковь органически вписана в окружающий ландшафт. Стоит она на самом высоком месте села и хорошо видна издали со всех сторон. В день освящения народ собрался в Среднюю Лукавку с многих окрестных сёл. По воспоминаниям старожилов, здесь присутствовали представители духовенства из Москвы, преподнёсшие в дар церкви несколько икон. На церемонии освящения (1913 год) были два хора: хор певчих из Свято-Никольского храма села Грязи и хор мальчиков местной церковно-приходской школы. Среднелукавская церковь была освящена в честь святых бессребреников Космы и Дамиана».
Из послереволюционных священников известен Архангельский Павел Васильевич, , уроженец с. Ново-Черкутино, постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 05.10.37 г. по ст. 58-10-1 приговорен к 10 годам лишения свободы, реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 24.04.89 г. «В 1937 году в Средней Лукавке произошло горькое событие — по указу вышестоящих властей закрыли церковь. Вначале её хотели разобрать «на кирпичи». Но из этой затеи ничего не вышло: раствор держал намертво. Тогда местное начальство приказало сорвать все колокола. Когда на землю с каким-то стоном упал главный колокол, — вспоминала М.Ф. Голобокова, — внутри у меня что-то ёкнуло, да так и по нынешнюю пору болит. Прекрасные иконы выбросили на улицу, потом ими топили костры трактористы МТС. А самую красивую и большую деревянную икону председатель колхоза приспособил, в качестве сиденья, на своём ходке. В самой церкви чего только не было: склад, мельница, зернохранилище, склад удобрений. »
Сейчас идёт восстановление храма. В правом приделе уже установлен иконостас, ведутся службы. В настоящее время Космо-Дамиановская церковь постановлением главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. № 106 является объектом культурного наследия регионального значения.
Деревянная холодная церковь была построена в 1854 году. Престол был один во имя свв. бессеребников Космы и Дамиана. С 1902 по 1911 год продолжалось строительство каменного храма с прежнем храмонаименованием. В 1937 году храм был закрыт. В настоящее время идёт восстановление храма. В правом приделе установлен иконостас. Ведутся службы.
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1548233
http://lipetsky.ru/articles/65-istorija-sela-srednjaja-lukavka.html
http://lesnoyskitalets.livejournal.com/94277.html
http://sobory.ru/article/?object=17228