18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воржа река

Воржа

Население на 1 января 2007 года — 210 человек [1] .

История

В XVI веке в Ворже жили рыбаки, ловившие в озере рыбу для московского дворца. В 1608 году польские отряды разорили соседнее село Гродичи, но Воржу оставили совершенно нетронутой. В память этого события ростовский митрополит Филарет (Романов) построил в Ворже в 1609 году деревянную церковь во имя Покрова Богородицы.

В XIX веке основным занятием жителей села было огородничество.

Примечания

  1. Сведения о численности населения по муниципальным образованиям, поселениям и населенным пунктам, входящим в состав Ярославской области (на 1 января 2007). Управление по вопросам местного самоуправления Правительства Ярославской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Воржа» в других словарях:

Воржа — село в 7 верстах от города Ростова Ярославской губернии. Жители занимаются огородничеством. В XVI веке в В. жили рыбаки, ловившие в Ростовском озере рыбу для московского дворца. В 1608 году польские шайки разграбили соседнее село Гродичи, но В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Lake Nero — For other uses of Nero , see Nero (disambiguation). Lake Nero near Rostov (2006) Location Yaroslavl Oblast Coordinates … Wikipedia

Ярославская губерния — I лежит в северо восточной части Европейской России, между 57° 49 и 60° 5 сев. шир. и 38° 25 и 42° 5 вост. долг.; принадлежит к верхнему Поволжью. КАРТА ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ. Я. губернии прилегает: на СВ к уездам Вологодскому и Грязовецкому… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Lac Nero — Administration Pays Ru … Wikipédia en Français

Лукояновский район Нижегородской области — Лукояновский район Герб Страна Россия … Википедия

Неро (озеро) — Это статья об озере. О программе записи дисков см. Nero Неро Координаты: Координаты … Википедия

Поречье-Рыбное — Посёлок городского типа Поречье Рыбное Страна РоссияРоссия … Википедия

Ярославская губерния — губерния Российской империи … Википедия

Неро — Координаты: Координаты: 57°10′00″ с. ш … Википедия

Список населённых пунктов Ростовского района Ярославской области — Список населённых пунктов Ростовского района Ярославской области … Википедия

Воржа река

Костромская сторона давно стала символом русской патриархальности и вечного покоя. Если хотят подчеркнуть, что Россия стоит, не поддаваясь злым внешним ветрам, непременно вспомнят или саму Кострому, или какой другой город вроде нее. К сожалению за 20 век советский утюг прошелся по городу во всех направлениях, а внутренняя политика нынешней Москвы, как и везде, превращает некогда цельный костромской народ в серую толпу.

Но многое сохранилось. Нам видится, что человеку который хочет узнать потаенную правду о России, нужно начать с истории заволжской части древней Мерянской земли — Костромы. В ней есть много таинственного. Так например, московский журналист Е.Арсюхин, разбирая костромскую историю, пришел к поразившему его самого выводу, что Смута начала 17-го века, вполне возможно, затеяна стараниями самих Романовых, но это следующая история, а мы начинаем историко-антропологический экскурс в раннюю историю Костромского Заволжья.

Территория: история заселения


Ямочно-гребенчатая керамика из Костромской области. Частная коллекция, Кострома.

Кострома располагается в местности, заселенной финно-угорским племенем меря. Когда именно меря обосновались в этих краях, пока остаётся неизвестным. Обращаясь к неолиту, к культуре ямочно-гребенчатой керамики (5-3 тысячелетия до РХ; рисунок 1), историки видят в ее создателях финно-угров, или пра-финно-угров.


Волосовская керамика из Костромской области. Частная коллекция, Кострома.

Ямочно-гребенчатую культуру позднее сменила волосовская неолитическая культура, которую археологи тоже считают прафинно-угорской. Предполагается, что «волосовцы» пришли с Урала, и ассимилировали местное население. На рубеже 3-2 тысячелетий до РХ сюда с юга или с востока прибыла культура принципиально нового облика, фатьяновская, с появлением которой в регионе начался бронзовый век. Это были индоевропейцы, и даже, как думают некоторые лингвисты, прото-балты. Позднее фатьяновцы были полностью ассимилированы племенами эпохи поздней бронзы — абашевцами и поздняковцами.


Предметы Галичского клада. Фото по изданию «Бронзовый век лесной полосы СССР», серия «Археология СССР».

Абашевцы оставили на Костромской земле такой яркий памятник, как Галичский клад, состоящий из хорошей выделки бронзовых предметов, произведенных на Урале в начале 2-го тысячелетия до н.э.. Финно-угорский компонент в результате этих миграций и ассимиляций только усилился, поскольку культуры раннего железного века (с 8 в. до РХ по 5 в. от РХ) с их развитым искусством выплавки металла из местных болотных руд носят классический финно-угорский характер. По берегам костромских рек люди строили городища, возводя из земли валы, увенчанные сверху деревянными стенами, и достигли в этом большого искусства. Может быть, эти крепости – след слияния, далеко не всегда мирного, господствовавших здесь в раннее время ананьинской и пьяноборской культур с поздней дьяковской, в результате которого на территории верхнего Поволжья, в том числе на земле будущей Костромской области стала складываться мерянская народность.

После 5 века нашей эры снова начинают преобладать неукреплённые селища, поскольку поселения стало принято располагать вокруг укреплённых городищ. Туда в случае войны могло укрыться местное население. Находки среднеазиатских дирхемов свидетельствуют о том, что меря участвовала в торговле между Азией и Северной Европой.

В 4-5-м веках меря вошла в состав Готского племенного союза, в 9-ом веке до 859 года (дата «Повести временных лет») была данниками варягов. В конце 9-го века в коалицию северных племён, создаваемую Олегом для похода на Киев, вошли и меря. Власть Новгорода в мерянском регионе в большей степени основывается на военном авторитете князя, а не на его реальных наследственных или экономических правах.

Славянские насельники того времени были крайне немногочисленны, а их культурный ареал локален, (жили в основном в городах) и, в целом, не многим отличался от мерянского. Далее, при переносе столицы Руси на юг, Киев становится формальным сюзереном Верхнего Поволжья (X век). Мерянская земля рассматривается как край княжеских погостов, и не считается собственно славянской. Славяне совместно с меря проживают преимущественно в городах и управляются с помощью веча. Параллельно с ними в крае проживает сельское мерянское большинство.

В 11-12 веках на мерянскую землю зачастили члены Киевской династии и их воеводы. Происходит постепенная династическая привязка представителей местной мерянской племенной знати к Рюриковичам. Она преследует прямые политические цели — гарантии сохранения и укрепления власти. В этом отношении пребывание в Верхнем Поволжье князя Ярослава Мудрого (1010 г.) и позднее Юрия Долгорукого видится вполне реальным и, главное, логичным. Позднее население множества Мерянских станов (12 — 16 веков.), большая их часть, вероятно, была превращена в княжеских смердов, что и объясняет их высокий процент в Верхнем Поволжье и в более позднее время.

Постепенная славянизация мери растянулась на века, она производилась тремя способами. Экономическим — путем вовлечения их в ранее не свойственные товарно-денежные отношения, социальным — вовлечением их в систему вотчинного хозяйства и распределения по степеням сословной лестницы Киевского, а позднее Владимиро-Суздальского и Московского государства и самым главным — духовным путём — христианизацией и уничтожением прежней системы языческого культа, которые и являлись фундаментом прежнего мерянского мира.

Окончательная славянизация относится к 16-17 векам (В Костромском Заволжье к 18 веку). Автономия Мерянских станов на территории современных Ярославской и Костромской областей прослеживается до XVI столетия.

Основание Костромы


Пересечение улиц Островского и Пятницкой — стелла на месте древнейшего детинца Костромы.

Место, где была заложена Кострома, привлекало людей еще в доисторический период. Об этом говорят разрозненные находки фатьяновских топоров на территории города – вероятно, они происходят из разрушенного могильника эпохи бронзы. На левом берегу реки Сулы, недалеко от того места, где заложен древнейший детинец, располагалось селище мери, оставивших лепную керамику середины – второй половины 1-го тысячелетия нашей эры. Строго говоря, мере и надо присвоить честь основания Костромы. Более того, может быть, это селище так и называлось — Кострома , и может быть расшифровано с современного родственного марийского как «Кус-ото-ма» «Земля священных рощ» (марийск.) или что более вероятно — «Куштыр-ма» «Земля на ветру» (марийск.) . И тогда Костроме на самом деле полторы тысячи лет.

Читать еще:  Буревестник рыбалка

Самые ранние слои собственно города Костромы археологи относят к середине-концу 12-го века. Мотивы основателя понятны. Во-первых, это контроль и над волжским путем, и путем по реке Костроме, во-вторых – соляные источники, которыми богаты окрестности города. Крепость Кострома стала местом, куда свозили дань с местного мерянского населения. Об этом говорит тот факт, что Кострома оказалась в непосредственной близости с Мерским станом.

И действительно, если рассматривать карту современного волжского пограничья Ярославской и Костромской области то в Некрасовском районе Ярославской области можно увидеть целый куст деревень с мерянскими названиями — Цицерма (ма — земля, цицер, чичер — . , ер — озеро) , Искробол , Согожа , Ученжа , Ворокса , Тюньба(л) ( тюн я́ — мир, вселенная, свет., т ьун — основной. бол — деревня ) , Яхробол ( яр, ер — озеро , бол — деревня ) , Шачебол , (шочмо (луговой марийск.), шачмы (горный марийск.) — родной, бол — деревня. ), Исады . (Топонимы содержащие форманты -бол или -скол являются этноопределяющими для мери.)

Рядом с ними лежит цепь озер — Согож(ское), Великое, Кухло, Искробол, река Келноть. Далее вниз по течению Волги (По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему мерянско-марийскому названию реки Волгыдо (возможно, Волыгдо ) — «светлая», оно похоже на финское слово valkea , означающему «светлый», «белый»), минуя современный волжский разлив, некогда бывшее Великое Самецкое озеро, уже на территории Костромского района лежат земли средневекового Мерьского Стана. Согласно ревизской сказке церковных причтов 1764г., северо-восточная граница Мерьского стана проходила по р. Костроме от с. Мисково до устья, южная — по Волге от устья р. Костромы вверх на 20 — 25 км, третья, западная граница, замыкающая треугольную по форме площадь Мерьского стана, проходила за с. Саметью, у оз. Великое Самецкое.


Озеро Искробол


Село Яхробол

Местность эта, изобилующая озерами и протоками, — называемая нередко Костромской низменностью, является весьма своеобразной. Почти вся территория Мерьского стана заливалась в половодье водами Волги и Костромы, так что поселения, расположенные на песчаных всхолмлениях, оказывались на изолированных островах.


Деревня Малые Вежи. Бани.

Кстати имя некрасовского дедушки Мазая, бывшего родом из этих мест, с детства всем так привычно, что странное для славянского языка имя «Мазай» даже не режет слух. А между прочим имя Мазай можно перевести с современных финских языков как «Красивый» . Деревня Малые Вежи, известная благодаря некрасовскому деду Мазаю, находилась в северной части Мерьского стана, а сейчас затоплена водами водохранилища. Естественность, с которой поэт рассказывает о спасителе зайцев, заставляет признать, что в 1870 году (время написания стихотворения) финно-угорские имена в Костромской губернии были распространенным явлением.


Озеро Шачебол

Эта территория бывшего костромского Мерского стана тоже изобилует неславянской топонимикой и гидронимией: крупнейшими селами являются здесь Шунга (шун — глина, га — гидроним. Глинистая река.) и Саметь , рядом с ними находится дер. Тепра , имеется оз. Мерское , реки Воржа , Касть , Соть и др. Как правило, мерянские топонимы и гидронимы переводятся с современных фино-угорских языков, например с марийского.


Жительница села Шунга. фото 1946 г.


Наличники из села Яковлевское. Мерский стан. Кострома. фото 1950-ых годов.


Наличники из села Хотеичи на реке Н(М)ерская. Московская область.
Село находится неподалёку от границ средневековой Усть-Мерской волости.

Помещичьего землевладения в этой местности очень долго не было. Территория Мерского стана и его население в XVI-XVIIвв. принадлежали по частям костромским Ипатьевскому и Богоявленскому монастырям и Чудову монастырю в Москве.

Вплоть до недавнего времени население низменности занималось главным образом скотоводством, чему способствовало обилие богатых заливных лугов. Большую роль в хозяйстве играла рыбная ловля. Хлеб сеяли в небольшом количестве — для него не было подходящей земли.


Ипатьевский монастырь (фотография Gala-781)

Все упомянутые мерянские деревни и села компактно расположены вдоль старинного Ярославско-Костромского лугового тракта — дороги, игравшей большую роль в истории Московии. После создания в 1950-х гг. Горьковского водохранилища и образования в низине реки Костромы обширных костромских разливов она стала тупиковой. Движение по ней не очень активное, что существенно повышает рекреационно-экологические свойства данной местности.

Мерский стан рядом с Костромой не был единственным. Существовала Мериновская волость около Кинешмы , Мерская волость в Галичском уезде, Мерский стан около г. Нерехты (Мерехты) . Меря оставила о себе память и в топонимике: существуют Мерские болота в Мантуровском районе Костромской области, ныне не используемая Мерянская дорога — часть старого тракта Санкт-Петербург – Екатеринбург, проходившая по центру Костромской губернии.

Полностью перейдя на русский язык чуть более двухсот лет назад, на территории нынешней Костромской области меря физически никуда не исчезли. Об этом свидетельствует распространённый среди современных костромичей восточно-балтийский антропологический тип. В этой и последующих статьях из серии «Потаённая меря» мы будем помещать фотографии современных жителей костромских поселков и городов. Эти фотографии красноречиво свидетельствуют — потаённая меря и ныне живет среди нас.

Происхождение названия Шопша. Мерянская версия

Муравьев Н.В.

В настоящее время господствует точка зрения о мерянском происхождении многих местных топонимов.

“…Только названия рек, возвышенностей и окрестных деревень до сих пор напоминают нам о том, что здесь в далекие времена, на заре зарождения Руси, жили племена мерян и чудь. Названия рек Талица, Лахость, горы Шуха, деревень Воехта, Талица, Шопша не славянского происхождения. Это иноязычные заимствования времен господства здесь племен мерян. Так на на черемисском языке, родственном мерянскрму, Шопша означает “темная речка”.[ (1)]

Относительно Талицы – это утверждение неверно. В словаре В. Даля написано: “Таль, талица ж. оттепель. Родилась талица, всю дорогу развело!” [стр. 393 (2)]

Для Шопши(речки и села) такая версия имеет большие основания.

С 1851г. по 1854г. под руководством графа А.С. Уварова проводились археологические изыскания в Суздальском, Владимирском, Юрьевском, Переславском и Ростовском уездах. Было исследовано 163 местности и разрыто всего 7729 курганов [стр.1 (3)]

Графом Уваровым установлено, что центральные области были заселены вплоть до XI века финно-угорскими племенами – мерянами.

А.С. Уваров обращает внимание, что: “Многие названия, если даже не большая часть названий в теперешних губерниях Владимирской, Ярославской и остальных с ними смежных, имеют отпечатки, несродный славяно-русскому языку. В них слышатся чуждые звуки, и происхождение таких названий необходимо принадлежат первобытным туземным обитателям…

Некоторые названия по Ярославской губернии:

Реки – Сара, Воржа, Лахость, Шопша, Волга, Курба, Пахна, Туношна, Толга, Юхоть, Улейма, Соть.Деболы,
Селения – Воржа, Сулость, Лахость, Пурлово, Шопша, Унимерь, Курба, Туношна, Молога[стр.8,12 (3)]

В 1872 году, в Казани издана книга Д.А. Корсакова о возникновении и начальном периоде развития племени Великорусского. Часть выводов из этой работы:

“1.Меря, исчезнувший народец Чудскаго, или Финскаго племени обитал на пространстве теперешних губерний: Ярославской, Костромской, Владимирской и частию Нижегородской, Московской и Тверской.

2.Источники для изучения Мери могут служить: а) свидетельства летописей и актов б) изследование современного нам великорусскаго населения в тех местностях, где обиталя Меря. с) изследование языка, религии и быта Мордвы и Черемис и д) курганныя и археологическия находки.

7.Ростов-Великий и Суздаль являются одними из древнейших поселений Славян в земле Мери.

8.В период с 862 по 1157 г. чудский народец Меря поглощается Славянами. Земля этого народца получает название земли Ростовско-Суздальской. В этой земле зарождается особое Славянское племя, известное в истории нашего народа под именем Великорусскаго.”[стр.I — II (4)]

Читать еще:  Ямны тульская область рыбалка

Д. И. Корсаков обращает внимание и на названия географических объектов: “…Остатки этого языка, кроме того, могут находиться в местных названиях урочищ и поселений губерний Ярославской, Костромской и Владимирской, которыя, звуча дико для русскаго ух, являются нам совершенно непонятными словами…Реки… Лахость, Сухода, Шопша… ”. [стр. 16 (4)]

К.Д. Головщиков добавляет :”…Так, именами, несродными славяно-русскому языку и необъяснимыми из прившедших в него впоследствии языка татарского… Список же рек и речек, в названиях коих сохраняется язык до – славянской древности, не малый. Такия реки: …Волга,Вонгиль, Воржа, Ить, Кострома, Курба, Лахость, Молога, Нерль, Талица, Толга, Туношна, Улейма, Шельша, Шопша, Юхоть” [стр.8-9 (5)]

В Трудах VII археологического съезда опубликована работа учителя черемисской начальной школы при Казанской учительской семинарии, уроженцем Вятской губернии, из природных черемис (марийцев) Т.С. Семенова “Алфавитный список населенных мест, рек, речек, озер Мерянской стороны, названия которых поддаются объяснению из черемисского языка”[стр. 228 – 258 (6)] Автор анализирует “Список населенных мест” центральных губерний и находит объяснения неславянским названиям из черемисского (марийского) языка.

В современном марийско-русском словаре:

ШОПО I 1) кислый, прокисший,скисший 2) тухлый

ШОПО II квас”[стр. 264 (7)]

Слова Шакша и Шапша имеют и русское значение. В словаре В. Даля:

ШАКША ж. нвг. Рогожный шалаш на лодке, тихвинк, для бурлаков; срубец на лодке, барке, казенка для варева, кухня; на расшиве она на корме, под губою; полуют или полубак на шняке, арх. || Орнб. у скорняков: жижа из песьяго кала (не шахта ли?). || Шакша, арх. Ягели на пнях деревьев, мшистые космы, Usnea Bryopogon ипр. ” [стр.619 (2)]

ШАПША ж. пшеничныя отруби, высевки, подсевки, отороки ” [стр. 621 (2)]

В лекциях, читаемых в Московском Археологическом институте, С.К. Кузнецов сообщает, что “ с 1879г. я занимался всесторонним изучением черемисскаго языка, для чего взял себе в качестве практиканта воспитанника инородческой семинарии Ильминскаго – Тимофея Семенова…При его участии разработан был мною огромный хорографический материал по губерниям верхнего и среднего Поволжья…”

Относительно Шопши он пишет:

“…шапша, шопшо г., шобышо л. – прокисший, вонючий Рч. Шопша. Яросл. У. 915.

‘’ Шапша. Волог. Кадник. 4963. Сравни: Казанск. у. №№ 32 и 33, а также

Шапша – знгер; так черемисы называют г. Чебоксары Каз. Губ.”[стр.49,60 (8)]

На том же, VII археологическом съезде прозвучало и следующее предостережение: “очень легко может быть, что при более подробных изследованиях, при сличении названий со спискам, более тщательно составленным, и при сопоставлении их с местными преданиями и рассказами об основании селений – многия объяснения окажутся ошибочными…”. [стр. 225 (6) ]

В 2007 году в Костроме вышла книга О.Б. Ткаченко “Исследования по мерянскому языку”. Автор относит к мерянским значительно меньше топонимов. Особое внимание обращает он на топонимы на –бол, -пол, -поло, -бал, -бало. По Ярославской губернии — Искробол, Яхробол, Шачебол, Толгобол, Пушбол, [стр. 308 (9)]

В 2013 году издан русско-мерянский словарь. Там предпринята попытка реконструировать утраченный язык. Для слова КИСЛЫЙ приводится значение – шапша, шабы, шопо, шобы (Кузн.)(топон.) [стр. 10 (10)]. Ссылка на С.К. Кузнецова, который цитировался выше.

Мерянское происхождение названия вполне возможно, но “филологическое” обоснование не кажется вполне убедительным. На данный момент это объяснение может быть принято, лишь как версия.

  1. Паршин Л. Когда возникло село Великое. «Путь Ильича» 1985г. №40 от 4 апреля.
  2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» Том четвертый. М., 1998г.
  3. Уваров А.С. «Меряне и их быт по курганным раскопкам» 1872г., М.
  4. Корсаков Д. «Меря и Ростовское няжество» Казань , 1872г.
  5. Головщиков К.Д. «Ярославская губерния» Ярославль , 1888г.
  6. «Труды VII археологического съезда в Ярославле 1887» Том II. М., 1891г.
  7. Васильев В.М., Учаев З.В. «Марийско-русский словарь» Йошкар-Ола , 2003г.
  8. Кузнецов С.К «Русская историческая география» М., 1910г.
  9. Ткаченко О.Б. «Исследование по мерянскому языку» Кострома, 2007г.
  10. Малышев А «Русско-мерянский словарь» 2013г.

Воржа река

5. ПЛЕМЯ МЕРЯ В ТОПОНИМАХ

В книге А.А.Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии», к которой мы будем неоднократно обращаться ниже, в сообщении о селе Вепрева пустынь сказано:

«По рукописи, в древности на этом месте будто бы поселился какой-то христианский проповедник, обративший в христианство княгиню Римну, жену князя Мери, за что и был убит вместе с Римной».

Как видим, здесь топонимическая легенда пытается объяснить само название племени меря от имени князя Мери. Эта же попытка предпринята и при объяснении названия деревни Мерековницы Карашской волости:

«В названии деревни явно слышится наименование народа меря. Согласно преданию, в старину на месте этой деревни было жилище Сидонии Мерековицы, легенда о которой существует до наших дней».

Яркие примеры ложных топонимов – приведенные в книге А.А.Титова объяснения названий сел Шулец и Сулость при реке Солоть:

«Название села Шулец мерянское, но по Хлебниковскому летописцу оно происходит от имени когда-то жившей здесь княгини Шулы, жены ростовского князя Печегда»;

«Хотя название Сулость чисто мерянского происхождения, однако местное предание утверждает, что название произошло оттого, что на этом месте жил князь и волшебник Ласт, имевший дочь Прозору-Сулу».

Гидронимы – названия рек и озер – считаются наиболее стойкими топонимами и именно от них ведут свою родословную многие населенные пункты Ростовского края. Это удобно проследить на примере села Кустерь Зверинцевской волости, расположенного на реке Касти:

«По Хлебниковскому летописцу, на этом месте жила вдова Костяниха, имевшая двух дочерей, родную и не родную, по имени Кустя (об этих сказочных лицах существует легенда); в XV в. это место было вотчиной кн. Ивана Ивановича Пужбольского, по прозванию «Брюхо». У гр. Уварова («Меряне и их быт») Кустерь помещена в число селений, носящих мерянские названия».

От мерянского слова «пужбол», обозначающего поселение на реке, образовалось сначала название села, а позднее фамилия проживавших здесь князей Пужбольских.

Явно мерянского происхождения и название озера Неро.

Мы уже упоминали легендарного князя Мери. Из преданий, собранных А.Я.Артыновым, следует, что у князя Мери была дочь Нера, которую украла волшебница Зеюла. Тогда влюбленный в Неру витязь Звенислав отправился в Дамассковую дебрь, принес оттуда волшебной земли, из которой был сотворен первый человек, высыпал ее в озеро и образовался остров, на котором Звенислав и нашел свою возлюбленную Неру. Здесь, как и во многих других ростовских преданиях, характерно соединение славянских (Звенислав) и мерянских имен, что может свидетельствовать о мирном и долгом совместном проживании этих народов.

По другому преданию, название «Неро» образовалось в результате отрицания – «не Ростов»: будто бы какой-то завоеватель долго разыскивал город в лесных дебрях, наконец, увидел его перед собой с берега озера и только хотел сказать, что это не Ростов, как меткая стрела ростовца пронзила его грудь, не успел завоеватель произнести название города до конца.

Но как же на самом деле возникло название «Неро»?

Скорее всего, его субстратом является угро-финское слово, обозначающее болото, болотистую местность. Заметим, что так же объясняется и сходное название реки Невы. Кроме того, слово «нер» переводят как «вода», от него, в частности, образовалось слово «нерест». Возможно, в какой-то степени справедливы оба объяснения, имеющие общий, «водный» источник происхождения.

Читать еще:  Рыбалка в туркмении

В истории образования названия озера есть еще одна загадка – наличие второго имени «Каово». Как считают многие исследователи, у него тоже мерянское происхождение: «ава» с мерянского обозначает «мать», «ка» – один; таким образом, «Каова» переводится как первая мать или, в переносном значении, «главное озеро». Уникальное количество мерянских топонимов показывает, что на берегах Ростовского озера (еще одно название озера Неро) находился эпицентр расселения мерян в этих местах, поэтому статус «главного озера» был вполне оправдан.

Об этом же свидетельствуют и археологические данные. В соответствии с ними меряне появились на берегах Неро в VII веке. Всего сейчас известно на Ростовской земле 20 мерянских поселений, в том числе и знаменитое «Сарское городище». А возле Плещеева озера (бывшее Клещино), окрестности которого входили в единую мерянскую территорию, таких поселений всего 12, причем меньших размеров и несравнимо беднее на археологические находки.

Вот что писал о поселениях на берегу Неро в своей монографии «Археология мери» А.Е.Леонтьев, который и сейчас продолжает археологические раскопки на территории Ростовского края:

«Наиболее заселенным было западное побережье, где выявлены две группы поселков на коренном берегу и тяготеющие к ним поселения в пойме. Особняком стояло Сарское городище. Восточное побережье было освоено слабее, но в расположении известных памятников также можно видеть указание на существовавшие локальные группы поселений. В целом плотность заселения была такова, что с места любого из высоко расположенных поселений можно было видеть не только ближние, но и дальние поселки на противоположном берегу озера».

Все это в совокупности дает основание считать, что для мерян Ростовское озеро действительно было «главным озером».

Явно мерянского происхождения впадающие и вытекающие из озера реки, хотя и существуют предания, иначе объясняющие происхождение этих топонимов. Так, название впадающей в Неро реки Воржи якобы произошло от слова «ворожить», чем занимались жившие здесь языческие колдуны. А.А.Титов в своей книге писал о селе Ворже на берегу одноименной реки, что в XV веке здесь, среди полей, засеянных рожью, стоял терем князя Василия Юрьевича Шемяки: «У кого в то время пропадала жена или дочь, то обыкновенно говорили отыскивающим: «ищи во ржи княжой», отсюда, якобы, и образовалось название селения Воржи.

Но как говорилось выше, наиболее стойкими топонимами являются гидронимы, от которых и ведут свои названия многие ростовские селения, а не наоборот. Не исключение и село Воржи. Е.В.Плешанов в статье «К вопросу о происхождении названия «Ростов», опубликованной в сборнике «История и культура Ростовской земли» (Ростов, 1998), писал: «Мордовское слово «Воржами», очень похожее на гидроним Воржа (речка, впадающая в Неро с востока), означает «навещать роженицу» с угощением. А ведь солнце «рождалось» над Неро со стороны села Воржи для тех, кто справлял обряд его встречи на западном берегу, на месте будущего Ростова».

Этот же автор перечисляет варианты происхождения названия Сары, впадающей в озеро Неро с юга, и в частности пишет: «Вариант с окончанием -ра более стойкий потому, что в мордовском языке сохранилось древнее название Волги Ра, заимствованное из иранских языков. В вепсском языке (он тоже относится к финно-угорским языкам. – М.С.) сохранился аппелятив Сара в значении «развилина», «разветвление», что находит соответствие в украинском слове «растоки» – место, где река разделяется на рукава. Дельта Сары как раз разделяется на два рукава».

Так, может, и название «Ростов» образовалось от слова «растоки»? Еще одна версия, которая тоже имеет право на существование.

Э.М.Мурзаев в «Словаре народных географических терминов» переводит слово «Сара» как заболоченная река. А вот исследователь С.А.Образцов в статье «Городок на Саре» («Русь», № 2-99) хотя и признает, что Сара – мерянского происхождения, но в данном случае, по его мнению, произошла обратная операция – река получила имя по названию основанного на ее берегу города Сара. И приводит целый список однокоренных названий: Саранск, Сарапул, Саратов, Сарицыно (позднее Царицыно), Сараево и др. Далее автор делает следующий вывод: «Смысловое значение слова «сар» во всех угро-финских и тюркских языках одно и то же и означает верх над чем-либо: над водой – остров, над равниной – возвышенность, над городами – столица и т.д. В нашем случае г. Сара – поселение, возвышающее над всеми другими поселениями в мерской земле, т.к. в нем находился верховный правитель, т.е. племенной центр».

Возможно, версия близка к истине, хотя и нарушает представление о первичности гидронимов.

Свое объяснение названия «Городец на Саре» находим в книге А.А.Титова: «Древнее земляное укрепление, во время язычества в этом месте стояло капище Велеса. По одной рукописи, городок построен каким-то баснословным царем Саром, сыном древнего князя, который был внуком новгородского князя Вандала».

Вряд ли это предание имеет историческое основание, но характерно, что оно связывает историю возникновения местного названия с новгородской историей.

«Векса» переводится как исток из озера. Объясняя название села Вексицы, А.А.Титов приводит легенду, по которой название образовалось благодаря Шуши – дочери ростовского воеводы Громилы, будто бы воскликнувшей, войдя в построенный для нее терем: «Я весь век сидеть здесь буду». «Однако легендарное происхождение названия Вексиц едва ли справедливо, – замечает А.А.Титов. – Вексицы, очевидно, название финское, тем более, что в Финляндии, в Выборгской губернии, известная своим водопадом река также называется Вуокса».

Добавим, что река Вуокса вытекает из озера Сайма, что подтверждает изложенную версию о происхождении этого названия. Возможно, именно по названию этой реки меряне, переселившиеся в эти края, и дали название реке, вытекающей из озера Неро. Именно так произошло с названием протекающей у Переславля-Залесского реки Трубеж, названной так славянами по имени левого притока Днепра. Тогда же, заодно, сюда «перекочевало» и название южнославянского города Переяславля.

Сливаясь с рекой Устье, Векса образует впадающую в Волгу реку Которосль (иначе – Которость), в названии которой тоже находят мерянские корни, объясняя его примерно как «главный водный путь к Ростову».

Кстати, о топониме «Ростов». Среди местных топонимов есть близкий к нему – село Рославлево бывшей Новоселко-Пеньковской волости, которое А.А.Титов прямо называет одним из первых в данной местности славянских поселений и добавляет: «По свидетельству рукописей Хлебникова и Артынова, в древности на месте села Рославлева стоял терем князя Рослава, от которого перешел к кн. Святополку».

Происхождение «Ростова» от Рослава – еще одна возможная версия. Но вернемся к гидронимам. Финское слово meri переводится как море, большое озеро. Не так ли образовалось название племени меря – по озеру, на берегах которого обосновалось это племя? В таком случае, и топоним «Неро» мог возникнуть как видоизмененное «меря». Больше того, получает еще одно подтверждение версия, что призванные новгородцами «варяги из-за моря» могли быть росами-русами, проживавшими на одной земле с меря, возле озера Меря. Но вряд ли эта версия может быть доказана более убедительными доводами, чем этимологические изыскания.

Однако в любом случае обилие топонимов мерянского происхождения еще раз доказывает древность Ростовской земли, а то, что они сохранились после исчезновения племени меря, – свидетельство в пользу его мирной ассимиляции славянами. Причем ростовцы наследовали от мерян не только географические названия, но и многие мифологические образы и языческие представления.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/400199
http://www.merjamaa.ru/news/potajonnaja_merja_chast_pervaja_kostroma_istorija_i_sovremennaja_antropologija/2010-11-29-111
http://velikoemuseum.ru/proishozhdenie-nazvaniya-shopsha/
http://sudar-bm-rostov.narod.ru/book1/page/page5.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector